Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив статей
Последние статьи

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

ПРЕЗИДЕНТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ – Фрагменты по агропромышленной тематике

16-е марта 2021г.

Представители компаний “ФосАгро”, “РусАгро”, “Черкизово”

11 марта 2021 года, 16:30 МСК

В.Путин:
Слово руководителю компании “ФосАгро” Андрею Андреевичу Гурьеву.
Пожалуйста, Андрей Андреевич.

А.Гурьев: 
Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович.

Уважаемые коллеги!
Сейчас в России запускается новая система поддержки инвестиционных проектов. Внедрён уже целый ряд эффективных инструментов, прежде всего это новый механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений. С 2015 года, как Вы сказали, действуют специальные инвестиционные контракты и корпоративные программы повышения конкурентоспособности.

Я бы хотел в качестве примера сказать, как эти программы отразились и отражаются сегодня на нашей отрасли. С 2013 года в отрасли минеральных удобрений начался новый инвестиционный цикл, было инвестировано свыше 1,3 трлн рублей. Только компания “ФосАгро” вложила свыше 300 млрд рублей, направляя на эти цели фактически всю чистую прибыль. Выпуск удобрений в России вырос более чем на 35% и мы обогнали США и уверенно удерживаем второе место в мире. Это происходит, кстати, на фоне усиления давления на наш сектор на зарубежных рынках. Недавно в США было проведено компенсационное расследование, введены пошлины на российские удобрения до 47%, уже, кстати, действующие в Европе и в других странах. В России потребление удобрений за последние пять лет выросло в полтора раза, достигнув рекордных за 30 лет значений. Российский агропромышленный комплекс в это время побил рекорд СССР по выпуску зерновых.

Владимир Владимирович, выступая год назад, я докладывал, что производители удобрений вложат в строительство новых заводов в следующие пять лет триллион. Но благодаря новым инструментам, в первую очередь СЗПК, в ближайшие пять лет наша отрасль увеличит инвестиции до 1,6 трлн рублей. Только за последние три месяца (в качестве примера) производители удобрений уже подписали 5 СЗПК на сумму 430 млрд рублей. То есть это реальные инвестпроекты, это реальные деньги, которые будут вложены в Россию. Соответственно, это новые калийные рудники, это развитие фосфатной базы, строительство новых производственных комплексов и, конечно, создание более 10 тысяч высококвалифицированных рабочих мест и дополнительные налоги.

Стабоговорка в рамках СЗПК даёт гарантии неизменности налогового и регуляторного режимов. И конечно, это основа долгосрочной уверенности инвесторов в окупаемости проектов. Но, суммируя с 2013 года, я хотел бы подчеркнуть, будет проинвестировано 3 трлн рублей, отрасль прирастёт почти на 70% в новых мощностях, то есть производство будет практически удвоено, на 15 млн тонн удобрения, а это четыре годовые потребности России. Активно инвестируя в новое производство, мы ставим перед собой амбициозные цели – сделать российскую отрасль сильнейшей в мире и вместе с государством решать общие задачи, создавая новые рабочие места, улучшая условия труда, повышая уровень благосостояния и жизни наших граждан.

Наша индустрия, весь крупный российский бизнес сегодня готовы к настоящему инвестиционному прорыву. Основы для такого прорыва уже заложены, и здесь требуется только донастройка созданных механизмов. Я бы здесь выделил четыре ключевых инструмента для реализации намеченных планов. Первый из них – это дальнейшее совершенствование механизма СЗПК. Здесь можно выделить две цели. Во-первых, масштабировать механизм СЗПК на региональный уровень для поддержки малых и средних проектов. Этот механизм должен стать, по сути, неким инвестиционным конвейером в масштабах всей страны. И, во-вторых, переход к цифровой платформе заключений и сопровождений этих соглашений, что сделает работу с ними гораздо легче. Конечно, важнейшим условием остаётся сохранение базовых рыночных принципов в экономике и действующего налогового режима. Это необходимо для обеспечения прежде всего источников инвестиций за счёт собственных средств и привлечённых средств, в том числе и на фондовом рынке. Второй инструмент, конечно, Вы также о нём сказали, – это ликвидация избыточных технических и административных норм, в данном случае в сфере промышленного строительства. Они ведут в первую очередь к подорожанию, увеличению сроков в реализации проектов. И такого рода оптимизация позволит сэкономить до 30% затрат только на этапе строительства, а это значит деньги, которые мы тратим сразу. Существенно, на 12–18 месяцев, может быть сокращён период получения всей необходимой документации. За счёт этого можно сократить сроки строительства объектов в полтора раза. Для инвестора это сразу же повышает привлекательность вложений, а для бюджета это увеличивает и ускоряет сбор налогов.

Третий и мощнейший инструмент, на котором я также хотел остановиться, – это кооперация государства и частного бизнеса, особенно важно для реализации системных проектов. Владимир Владимирович, в качестве успешного примера можно привести инвестирование в нефтехимические проекты средств ФНБ. Необходимо расширить этот опыт и на другие отрасли. Государство и бизнес могут и должны выступать равными партнёрами. Такое партнёрство мы реализовали с РФПИ в рамках нескольких инициатив. Так, сформированы закрытые паевые инвестиционные фонды для соинвестирования в индустриальные компании, завершается подготовка нормативной базы фонда фондов с фокусом на инвестиции в высокотехнологичные проекты. Здесь я хотел бы сказать, что десять представителей крупнейшего бизнеса России уже подтвердили своё участие, включая меня. Мы инвестируем по 1 млрд рублей и для нас это дополнительная возможность диверсифицировать наши вложения и инвестиции в российскую экономику. Надеемся, что уже в этом году заработает созданный по Вашему поручению инфраструктурный фонд суммарным объёмом до 600 млрд. рублей.
 
Четвёртый механизм – обеспечение доступа малых и средних компаний к рынкам акционерного капитала. Здесь одним из факторов может стать реализация в России таких новых механизмов, как SPAC или специальные компании по слияниям и поглощениям, и создание других новых финансовых инструментов, облегчающих доступ к рынкам капитала именно малым и средним непубличным компаниям, причём из всех секторов. Это положительно повлияет на конкурентоспособность российского фондового рынка. Хочу ещё раз отметить, что на текущий момент в России создаются фундаментальные факторы для нового инвестиционного рывка. Это позволит переформатировать экономику, укрепить завоёванные позиции на мировом рынке. Мы готовы и будем дальше наращивать инвестиции в новое производство, строить заводы, внедрять передовые технологии, открывать новые бизнесы, новые компании.

Уважаемый Владимир Владимирович!
Просим Вас поддержать динамичную работу экономического блока Правительства Российской Федерации и бизнеса по совершенствованию и развитию механизмов стимулирования инвестиций и, конечно, сохранить существующие рыночные условия как значимый фактор предсказуемости для инвестиций в реальный сектор экономики. Уверен, что совместными усилиями бизнеса и государства удастся совершить новый экономический прорыв. Благодарю за внимание.

В.Путин:
Спасибо, Андрей Андреевич.

В.Мошкович: 
Я хотел обратить внимание, что изменения и рост цен на сельхозпродукцию на мировом рынке привел к росту цен внутри нашей страны, и мы достаточно быстро отреагировали, подписав отраслевое соглашение и зафиксировав цены в розничной сети на сахар, на бутилированное масло. Вместе с тем, наверное, так быстро не смогли отреагировать на рост зерновой продукции, были введены так называемые демпферные пошлины на экспорт зерна, и при этом экспорт зерна примерно составляет около 30% от внутреннего производства. Вместе с тем сейчас, несмотря на то, что соглашения подписаны, и они исполняются, они были подписаны в рекордно короткие сроки, за неделю все было подписано, сейчас идут разговоры о том, чтобы ввести экспортные пошлины демпфирующие и на экспорт подсолнечного масла сырого. А у нас уже все годовые программы сверстаны, мы продукцию закупили на год вперед, и это может обернуться для нас большими убытками, нарушением экспортных поставок. И в целом, мне кажется, такие меры не совсем идут на пользу с точки зрения экспорта нашей сельхозпродукции, долгосрочного планирования и выстраивания работы по экспорту нашей сельхозпродукции, где мы стараемся, мы завоевываем рынки. Это непростая задача, места все заняты, и это вызывает у нас определенную тревогу.

И я еще хотел сказать, что вот Министр финансов сказал, что “вершки и корешки”. И сегодня как получается? Ведь выросли цены не только на сельхозпродукцию, Владимир Владимирович. Цены выросли и на средства защиты растений, и на удобрения. И сегодня сельхозпроизводитель оказался зажат меж двух, получается, огней: с одной стороны, введены экспортные пошлины, с другой стороны, выросли цены на удобрения, на средства защиты и на ГСМ. И получается, что доходы, которые сегодня получают сельхозпроизводители, резко сужаются. Это сокращает возможности инвестиций в расширение производства, в качество производства, улучшение плодородия земель. Только наша компания, вот из последних проектов, мы идем в ногу со всеми пожеланиями Правительства, в этом году заканчиваем проект на Дальнем Востоке (32 млрд. рублей) по производству мяса свинины,

Владимир Владимирович. Мы планировали, что если форум состоится, мы обязательно Вас пригласим, чтобы Вы приняли участие в его открытии. Я прошу посмотреть внимательно на такие «ножницы». И, наверное, соглашение, которое мы уже подписали, – это хороший инструмент регулирования краткосрочного взлета мировых цен. А в долгосрочной стратегии, если привести в пример сахарную отрасль: мы два года назад выиграли научно-техническую программу по селекции семян сахарной свеклы, которая подразумевала 50%-ное участие государства в этой работе. Мы за два года выполнили всю научно-техническую программу, мы знали все новые гибриды семян сахарной свеклы, мы получили наши внутренние семена на уровне мировых аналогов. А за это время нас два года только болтали по кабинетам туда-сюда и эту программу никак не могли утвердить. Ее утвердили только перед самым Новым годом, и мы на сегодняшний день получили примерно 10 процентов средств, но уже выполнив программу. Но в долгосрочной перспективе, Вы знаете, что мы в сахарной отрасли выросли в пять раз. С момента принятия национального проекта в области сельского хозяйства эти все решения были просто блестящи. Мы видим это за последнее десятилетие на примере не только увеличения объемов, но и прироста всей сельхозпродукции по отношению к росту в стране. Сельхозбизнес ни разу не проваливался, мы всегда росли или десятками процентов, или процентами.

Идея какая, Владимир Владимирович. На примере сахарной отрасли мы в пять раз увеличили  производство сахара внутри страны. Вы знаете, в прошлом году экспортировано более миллиона тонн. И конечно, правильное решение было бы, если ситуационно, конечно, можно установить и соглашение подписать. Но в долгосрочной перспективе только работа селекции, увеличение сахара с гектара, которое мы сегодня поставили себе, если сегодня страна собирает 6 – 7 тонн с гектара, то наша цель и наша селекционная работа, которую мы сегодня ведем вместе с Минсельхозом, – это двукратное увеличение сахара с гектара. Это приведет практически к пропорциональному снижению себестоимости сахара. Уйдет вообще такая проблема, и мы сохраним потенциал еще один экспортный, в том числе уже нашей сахарной продукции. И конечно, это системная работа – синхронизация действий Правительства и бизнеса. Они, мне кажется, должны быть в приоритете.
Спасибо.

В.Путин: 
Вадим Николаевич, думаю, что Вы со мной согласитесь, что Вы и Ваша компания и вообще сельхозпроизводители, даже не сельхозпроизводители, а бизнес, который работает в этой сфере, добиваются успехов благодаря системной, многолетней поддержке со стороны государства.

В.Мошкович: 
Только благодаря этому.

В.Путин: 
И мы радуемся вашим успехам, поверьте мне, искреннее. Просто я считаю, что успехи тех, кто работает в этой сфере, в этой отрасли, – это общенациональные успехи, предмет нашей общей гордости. Поэтому мы рассчитываем на то, что и дальше будем работать вместе с бизнесом, который задействован, функционирует в этой сфере так же эффективно, как было до сих пор.

Да, Вы сейчас упомянули о некоторых шероховатостях, некоторых административных проволочках. Это неизбежно, наверное, так в жизни бывает везде. Будем стараться от этого избавиться. Поверьте, нет никакого желания и никакого настроя на то, чтобы прижимать как-то какими-то нерыночными методами бизнес, который на марше развивается и показывает такие замечательные результаты.

Вопрос ведь не в этом. Вопрос в том, чтобы развитие эффективное шло и, прежде всего, на пользу гражданам Российской Федерации, и не в ущерб нашим людям. Вот о чем речь.

Когда мы говорим, и Вы сейчас сказали об этом, цены на мировых рынках выросли, я понимаю желание продавать по этим ценам. Я все прекрасно понимаю, но это не только желание, связанное с тем, чтобы карманы кому-то набить. Вы поверьте, я не думаю так примитивно. Это связано и с тем, что отрасль сама развивается, плюс дополнительные доходы, дополнительные производства, дополнительные рабочие места. Это все понятно и это только приветствуется. Просто здесь баланс интересов должен соблюдаться. Почему я достаточно жестко, может быть, разговаривал с коллегами из Правительства? Удары внутриценовые не должны быть такими, которые имели место быть. Надо инструменты соответствующие применять и смягчать эти шаги. Например, я же говорил уже об этом, субсидии на экспорт. Ну, зачем нужны субсидии на экспорт, когда цены и так высокие? Вот о чем речь.

Ведь, понимаете, Вы сейчас сказали о трудностях в завоевании мировых рынков. Понятно, я понимаю это, и мы всячески старались и стараемся вас поддержать. Но это так же, как с вакцинами. Мировой рынок вакцин – 100 млрд. долларов примерно. И мы видим, как ведут себя конкуренты наших производителей. Они заходят – вот коллеги же докладывают об этом, – небольшую партию продают этих вакцин, причем со скидкой, на условиях, что все остальное, что той или иной стране нужно, будет приобретаться только у этого производителя. Борьба идет за эти рынки, понятно, и мы хотим всех поддержать. Но все-таки на первом месте должно быть вакцинирование граждан Российской Федерации, так же как и базовые продукты питания.
 
Ясно, что есть объективные факторы, о которых Вы сказали: рост цен на энергоносители, может быть, на транспорт, не знаю, на удобрения и так далее, и так далее. И конечно, Правительство должно все эти объективные факторы, плюс интерес отрасли, бизнес-интерес, учитывать. Но, повторяю еще раз, это должно быть сделано профессионально, на постоянной основе, не в ущерб отрасли, но в пользу граждан Российской Федерации. Это абсолютный приоритет. А так Вы не сомневайтесь, то, что Вы сейчас сказали, мы, конечно, это проанализируем и будем дальше делать все для того, чтобы отрасль сельхозпроизводства и экспортный потенциал отрасли поддержать.

В.Мошкович: 
Спасибо.

В.Путин: 
Чтобы закончить с предыдущим. У нас ведь и по другим отраслям то же самое происходит, и очень часто. Скажем, в энергетике, в углеводородах. Цены выросли, конечно, хочется продать по этим мировым ценам. Но это не снижение потенциала отрасли как таковое, если мы говорим о каких-то ограничениях. Речь идет об ограничениях, связанных с извлечением сверхприбыли. И здесь ничего страшного нет. С учетом инструментов поддержки со стороны государства отрасль не пострадает, не должна пострадать.

С.Михайлов: 
Владимир Владимирович, я хотел продолжить немного тему АПК. Мы сегодня – один из крупнейших производителей мяса в стране. За 15 лет огромная работа была проделана Правительством, отраслью. На самом деле в АПК сегодня работать комфортно, созданы системные долгосрочные механизмы, которые позволяют прогнозировать, иметь определенную стабильность. За это Вам отдельное спасибо, спасибо Правительству. Следствие этого, как Вы знаете, – более 1 трлн. рублей было инвестировано только в мясной сектор за последние 15 лет. Это позволило решить ряд проблем: это и продовольственная безопасность, и импортозамещение. Сегодня по курице и свинине практически импорта нет. Также экспорт. Потихонечку он развивается, с нами начинают считаться как с серьезными операторами экспорта, даже где-то опасаться. Понятно, никто нас там особо не ждал, мы были крупнейшим импортером. Тут мы как бы «переоделись» и стали экспортировать продукцию.

Но в целом аграрный потенциал России, конечно, не исчерпан, и если сегодня экспорт чуть меньше одного миллиарда, это очень маленькая доля от всего рынка, меньше 3 процентов. Я думаю, что можно быть не только крупнейшим экспортером зерна, но и быть в перспективе одним из крупнейших экспортеров мяса. Если позволите, я хотел бы коротко затронуть текущие вопросы, которые тоже вызывают определенную тревогу в отрасли.

С одной стороны, это, конечно же, шокирующий рост себестоимости, но мы об этом все знаем, Вы об этом уже сказали. Это внешние факторы в первую очередь, это не только металл, но и продовольственные товары, это котировки на зерно, на кукурузу, на сою, на масличные, растительные культуры, рост в десятки процентов, где-то в разы, даже побиты исторические максимумы. Понятно, что это все составляет себестоимость мяса, и мы это чувствуем. Это сегодня оказывает негативное влияние на отрасль. С другой стороны, мы видим, что выпадающие доходы населения, сокращение покупательской способности, в том числе за счет COVID, тоже вызывает тревогу. И вот эти два фактора могут привести к сокращению, с одной стороны, потребления, но, естественно, и производства. И, как мы понимаем, сейчас рассматриваются разные механизмы возможного стимулирования потребительского спроса. Один из возможных механизмов – это адресная социальная поддержка граждан, малоимущих граждан, которая могла бы решить часть проблем.

С одной стороны, не допустить снижения потребления. Сегодня у нас 77 килограмм в среднем на душу населения, а можно было бы подрасти до 82 – 83 (это сегодня среднеевропейский уровень), потому что какие-то граждане даже 50 килограммов не потребляют. А с другой стороны, это сигнал для мясной отрасли, чтобы не допустить сокращения.

Если где-то у нас есть сокращение (как по птице мы уже видим), то достаточно быстро его восстановить и дальше уверенно продолжить шагать вперед. И здесь, на наш взгляд, вот такая форма поддержки тоже имеет дополнительный положительный эффект. Все-таки хороший, качественный рацион питания – это сегодня здоровье нации, это в том числе снижение расходов на медицину как для государства, так и для граждан. Это также может быть механизмом дополнительного регулирования. Когда мы говорим о больших скачках цен, как вы уже правильно заметили, если у нас в продовольственной корзине яйцо, масло, молочка, курица, свинина, то, делая разные акценты на продовольственную корзину, можно балансировать и профициты, и дефициты.

На самом деле механизм не новый, в США его активно используют последние уже, наверное, 20 лет и тем самым достаточно эффективно регулируют свои домашние рынки. И мы считаем, это позволит нам следующие 5 – 10 лет сделать еще один мощный импульс развития АПК в создании новых рабочих мест и привлечении новых инвестиций, чтобы обеспечить свой рынок, а потом и экспорт.
Спасибо.

В.Путин: 
Мы с Вами думаем одинаково, без всякого преувеличения говорю это, не ирония никакая. Если обратили внимание, мы так и делаем, достаточно вспомнить целый набор инструментов по поддержке семей с детьми, по поддержке рынка труда, по бесплатному питанию в школах, поддержке людей с небольшими доходами, увеличение пособий различных. Именно на это все и направлено – на то, чтобы обеспечить покупательную способность наших граждан и поддержать тех, кто в этой поддержке нуждается. Так и будем делать дальше, даже и никаких сомнений нет. Вы правы абсолютно.

С.Михайлов: 
Спасибо.

Зерновой портал Центрального Черноземья








© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020