Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

«Вердикт»: Вице-губернатор Тамбовской области Алена Сытова подвела аграрные итоги 2025 года для Тамбовской области

29-е декабря 2025г.

Деловое обозрение «Вердикт» в лице учредителя издания Артёма Александрова и главного редактора Алексея Толмачёва пообщался с заместителем главы Тамбовской области Алёной Сытовой.

Алена Юрьевна также является министром сельского хозяйства Тамбовской области. Она яркий пример того, как обычный человек, благодаря своему профессионализму и работоспособности, достигает карьерных и управленческих вершин.

Два высших образования, кандидат экономических наук. Семь лет отработала в управлении экономической политики администрации Тамбовской области. В 2011 году перешла в управление сельского хозяйства Тамбовской области на должность начальника отдела. В 2022 году Сытова назначена исполняющей обязанности заместителя главы Тамбовской  области — министра сельского хозяйства Тамбовской области.

После смены областного руководства сохранила должность и избавилась от приставки и.о. — глава региона Евгений Первышов явно положительно оценивает её работу.

Сытова курирует сферы сельского хозяйства и ветеринарии. Первый вопрос, учитывая, что год подходит к концу, просто напрашивался.

— Алена Юрьевна, как вы оцениваете 2025 год для сельского хозяйства области в плане урожайности? Можно уже подвести итоги?

— Сразу скажу: сельское хозяйство — отрасль со своей спецификой. Нельзя просто взять календарный 2025 год и отрезать его от 2024-го. Под урожай нынешнего года озимые сеялись осенью 2024-го, поэтому сразу нужно вспомнить, какая тогда была осень. А осень нас, мягко говоря, не порадовала — была сухая. Минимум влаги в почве. Аграрии в сухую землю сеют озимые и переживают: «Что будет? Что будет? Кошмар». Потом зима. Снега не было от слова «совсем», очень небольшой слой, и при этом все аграрии: «Ой, лишь бы не было ледяной корки». Но Господь точно любит Тамбовскую землю. В отличие от соседних регионов у нас, в принципе, все озимые из зимовки вышли хорошо, хотя прогнозы были очень пессимистичные.

Сытова увлечённо раскладывает всё по полочкам, без всякой казёнщины и формализма.

Рекорды назло погоде 

— Я регулярно общаюсь со «старожилами» отрасли — в том числе с членами аграрного комитета Областной Думы, — продолжает она. — Там много аграриев, которые начинали в 70-е годы прошлого века. И вот тот же аграрий, который осенью говорил: «Всё будет плохо», весной звонит и говорит: «Алена Юрьевна, а озимка-то хорошая, хорошая озимка, всё прям дай Бог».

Так и получилось: по весне пересев мы практически не делали, в пределах нормы. Весна нас порадовала погодой. Возвратные весенние заморозки в 2025 году были, но не такие, как в 2024-м. Тогда они были длительные, а в этом году — 2–3 часа ночью, по отдельным культурам прошлись, но сильного ущерба не нанесли.

Плюс аграрии всегда имеют страховой запас: 10% семян на пересев. Где надо — подсеяли, где надо — подкормили минеральными удобрениями. В общем, весенняя полевая кампания у нас в этом году прошла в штатном режиме, и всё было бы хорошо, но летом начались дожди. Причём достаточно продолжительные.

Мы даже были вынуждены перенести заранее назначенную дату «Дня Тамбовского поля». Он у нас был запланирован на конец июня, в итоге провели в середине июля, потому что техника просто не могла заехать на площадку. Чернозём ведь жирный, намокает — и всё, не проехать.

Тем не менее «День поля» мы, как всегда, провели — аграрии его ждут, там демонстрируются передовые технологии. В этом году площадка была в АО «Октябрьское». Уборочная кампания началась в оптимальные сроки — 10 июля, это соответствует средним многолетним значениям. Но темпы уборки были гораздо ниже, чем в прошлом году, именно из-за дождей.

При этом урожайность в этом году — огромная. Мы идём на исторические рекорды по зерновым, по сое, очень хорошие показатели по сахарной свёкле. По подсолнечнику — на уровне прошлого года, плюс-минус. Сейчас оперативные данные по урожайности зерновых — более 50 центнеров с гектара, по кукурузе стартовали со 100, потом 108, 110 центнеров.

В этом году мы вышли на исторический рекорд — 5,4 миллиона тонн зерна в зачётном весе. Такого в Тамбовской области не было никогда. Я хорошо помню, как в 2012 году радовались 2,6 миллиона тонн — тогда это был рекорд, сравнивали с 70-ми годами. А сейчас 5,4 — «легонько», как говорится.

— Если говорить о качестве зерна — как распределяется пшеница по классам?

— Порядка 13% — это пшеница 3-го класса, около 60% — 4-й класс, остальное — 5-й. Твёрдую пшеницу мы практически не выращиваем, в структуре посевов её минимум.

— А что с рожью? Сейчас на общероссийском уровне муссируется тема, что рожь сеять почти перестали, соответственно ржаной муки будет мало, а там и до исчезновения ржаного хлеба рукой подать.

— Не переживайте, в Тамбовской области сеют. Будет ржаной хлеб, будет.

Давайте тогда про цены на хлеб. Отовсюду мы слышим стоны, что он как-то очень быстро дорожает.

— Нужно смотреть, на какой именно хлеб растут цены. Возможно, ассортимент подорожал, разные булки, плюшки. Но возьмём обычный хлеб «Липовецкий». Он сейчас по 19 рублей продаётся. При значительном росте себестоимости за год подорожал всего на 1 руб. 7 копеек (у производителя). То есть социальный хлеб в Тамбовской области нашими хлебозаводами реализуется по доступной цене. Но если ты хочешь плюшку с маком сдобную, то, конечно, придётся заплатить побольше. Потому что и масло, и мак подорожали.

В этом году в регионе отличный урожай яблок. При этом многие спрашивают: где все эти мичуринские, тамбовские яблоки, почему их так сложно найти на полках в регионе?

— Урожай яблок действительно отличный — 22 тысячи тонн уже собрали. Учитывая, что в прошлом году практически был ноль, не считая каких-то процентов «на погрешность». Так что по яблоку год хороший. Что касается «где их найти» — это вопрос вхождения в торговые сети. С федеральными сетями всё достаточно сложно, там свои требования, свои аудиты. Но наши яблоки есть в региональных сетях — «Бегемоте», например, на рынках, на ярмарках выходного дня.

Высокие, высокие технологии

Урожаи — это, конечно, хорошо. Но как чувствуют себя сельхозпроизводители экономически? Себестоимость растёт, ставки по кредитам высокие.

— Если говорить об экономической эффективности, то, в принципе, и крупные, и мелкие фермеры реализуют продукцию плюс-минус по одной цене. Это и растениеводство, и животноводство. Если сравнивать с прошлым годом, то индекс цен производителей сельхозпродукции ниже индекса потребительских цен.

При этом себестоимость у агрария не снижается, наоборот: растут цены на дизель, на минеральные удобрения, на запчасти, на технику. Поэтому сейчас задача номер один — снижение себестоимости продукции и «производство без потерь». Здесь как раз и включаются новые технологии: точное земледелие, цифровизация, элементы искусственного интеллекта.

Мы говорим о беспилотной технике, об агродронах. Сначала отношение было скептическое, но дроны позволяют, например, в дождливую погоду, когда техника не может зайти в поле, вносить средства защиты растений. Это уже не фантастика, а практические кейсы.

Каждый год в Москве проходит выставка «Золотая осень». В этом году ключевой темой были искусственный интеллект и цифровизация. Мы демонстрировали систему «История поля». Эта система уже внедрена на одном из наших крупных предприятий. Программа позволяет вести детальный учёт поля, оптимизировать применение удобрений и СЗР, повышать урожайность. Это всё — про снижение себестоимости.

Плюс есть тамбовские разработчики «мозгов» для сельского хозяйства. Недавно ко мне приходили, показывали, условно, «чат-GPT для растений». Наводишь телефон на растение, и тебе выдаётся информация. Я тестировала на своей орхидее: лист пожелтел — программа выдала: либо сменить почву, либо питание. Потом показала искусственный мох из вазы — программа сразу определила, что это не растение. Конечно, туда нужно загрузить огромный массив данных, но направление понятно: будущее за цифровизацией.

То есть пора отходить от стереотипов, когда аграриев изображают чуть ли не мужиками, впряжёнными в плуг?

— В точку попали! Очень раздражает, когда в СМИ пишут, что сельское хозяйство — это «тяжёлый каторжный труд». Это сильно устаревший образ — мужик с плугом, с сохой. Это не так. Сейчас сельское хозяйство — это про цифровизацию, про современные машины и про высокие технологии. Это нужно людям объяснять.

Обязательно объясним. Но сначала затронем болезненную тему — кадры. Как у сельского хозяйства с «кадровым голодом» и что вы делаете, чтобы привлечь людей?

— Проблема с кадрами действительно очень серьёзная. И это касается не только аграриев — это проблема по всем отраслям. Но в сельском хозяйстве она особенно чувствуется, поэтому работа ведётся по нескольким направлениям.

Во-первых, доход. В отрасли сельского хозяйства Тамбовской области заработная плата на протяжении последних пяти лет значительно превышает средний уровень по экономике. За январь–август последнего года превышение составляло примерно 15%. Мы планируем выйти по крупным и средним предприятиям на уровень около 80 тысяч рублей по году.

По отдельным специальностям, таким как механизаторы, в сезон люди зарабатывают очень достойно — и по 150, и по 200 тысяч в месяц. То есть с точки зрения оплаты труда отрасль конкурентоспособна.

Во-вторых, условия жизни. Человеку нужна не только зарплата, но и чтобы жить было комфортно. Например, во время поездки в Мучкапский округ увидела недавно открывшуюся кофейню. И вот молодёжь говорит: господи, почему же раньше не открыли: у нас теперь есть место, где нам встретиться, поговорить, а не на лавочке сидеть. Элементарные такие вещи, вроде бы ерунда, а огромное значение имеют.

Поэтому важна программа комплексного развития сельских территорий (КРСТ). В её рамках строится арендное жильё (через 5 лет — льготный выкуп за            10% от расчетной стоимости жилья; такие дома есть, например, в Мичуринском и Жердевском округах), ремонтируются и строятся дороги в опорных населенных пунктах и  к объектам АПК (на следующий год — 9 объектов, около 465 млн федеральных средств на условиях софинансирования, в том числе с привлечением средств инвесторов), реализуются проекты благоустройства: тротуары, освещение, парки, парковки. Приводятся в нормативное состояние социальные объекты: школы, детские сады, клубы.

В-третьих, долгосрочная работа со школьниками. Мы впервые вошли в новый нацпроект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», где реализуется федеральный проект «Кадры АПК». Наш план — к 2030 году создать агроклассы в каждом муниципальном образовании. В этом году уже создали 17 агроклассов на базе трёх школ, оборудовали 6 кабинетов.

Механизм простой: сельхозтоваропроизводитель оборудует класс, выбирает направление — агроинженерия, генетика и селекция растений, эффективное животноводство и современные корма,  биотехнологии и пищевое производство, цветоводство и т.д. Оснащение классов рекомендовано Минсельхозом. Дети на протяжении пяти лет, с 7 по 11 классы, учатся смотреть на процессы глазами работодателя.

Касательно доходов фермеров. Ведь есть нишевые продукты с высокой добавленной стоимостью — рыбоводческие хозяйства, кролиководство, улитки и т.п. Есть ли у министерства какие-то планы насчёт развития этих направлений?

— Что касается нишевой продукции — фермерские сыры, спаржа, ягоды, раки и прочее — то здесь очень хорошо работает федеральная грантовая поддержка. В 2012 году у нас стартовала программа «Начинающий фермер», потом она трансформировалась в «Агростартап», со следующего года будет новая грантовая программа.

Из региональных мер — есть поддержка рыбоводческих хозяйств: мы субсидируем часть затрат на реализованную товарную рыбу, ставка 11 рублей за килограмм. Небольшое подспорье, но оно есть.

Конечно, малые формы хозяйствования нужны, их нужно развивать. Потому что мы любим всё домашнее. Домашний творожок, сметанку.

Да, в приоритете для продовольственной безопасности региона мясо и молоко. Но нишевые проекты тоже есть: получали гранты фермеры, которые выращивают спаржу, клубнику в теплицах, занимались австралийскими раками. И такая продукция отлично идёт на ярмарках и в формате «эксклюзив».

Чип спешит на помощь

Вы также курируете департамент ветеринарии. В новостной повестке постоянно всплывают сообщения о случаях бешенства, АЧС, других болезней животных. Какова реальная эпизоотическая ситуация в области?

—В настоящее время в Тамбовской области складывается стабильная эпизоотическая ситуация. При областном правительстве создан штаб, мы его регулярно проводим, рассматриваем различные вопросы. В основном информация для закрытого пользования: в условиях санкционного давления и проведения специальной военной операции это нормально.

Мы берём ежегодно более 11 миллионов проб у сельхозживотных. Исследуем также и дикую фауну. Периодически находим бешенство у животных, фиксируем бруцеллёз, лейкоз КРС. Накладываем карантин, проводим ветеринарные мероприятия, через некоторое время карантин снимаем. В этом году ничего экстраординарного не было (стучит по столу, ведь год ещё не закончился), единичные случаи, текущая работа.

Федеральный Минсельхоз отмечает ветеринарную службу Тамбовской области как эффективную и достаточно сильную, нас ставят в пример другим регионам.

Ещё одна «больная» тема — безнадзорные собаки. Что делается сейчас, и есть ли у министерства возможность как-то влиять на ситуацию?

— Вопрос действительно очень сложный. Он на особом контроле и у главы региона, и у органов местного самоуправления.

По поручению Евгения Первышова в этом году мы приступили к комплексному решению проблемы. Первое — добровольное чипирование домашних собак, бесплатное. С 1 мая 2025 года по 1 мая 2026 года оно носит добровольный характер, а дальше станет обязательным. То есть, если вы завели собаку, её нужно будет прочипировать и нести за неё ответственность. Это позволит минимизировать число случаев, когда животных выбрасывают на улицу.

А что за чипирование? На обывательский слух звучит как-то не очень. Операция какая-то?

— Да ну что вы! Это не «страшный чип», это абсолютно безопасно. Крохотный чип вводится под кожу с помощью маленького шприца. Вот и вся процедура. На сегодняшний день уже более 14 тысяч животных прочипировано. Номер чипа вносится в базу: владелец, адрес, порода и т.д. И если собака кого-то, не дай Бог, покусала, сканируем чип при помощи считывающего устройства — и сразу видно, кто владелец. Ведь по статистике у нас больше покусов от домашних животных, чем от безнадзорных.

Во-вторых — это работа с безнадзорными собаками. Полномочия здесь у муниципалитетов. Им доводятся средства, они заключают контракты с приютами. По сигналу жителей обязаны выехать, отловить животных, доставить в приют, где их стерилизуют, вакцинируют и, если не заберут в добрые руки, выпускают обратно в среду обитания.

Эти меры дают результат: количество отловленных животных неуклонно снижается (в 2022–2023 годах ловили почти по 3 тысячи особей, за 10 месяцев текущего года — 1795, —Прим. ред.).

Есть ещё и в-третьих. На региональном уровне принят закон, который позволяет в случае немотивированной агрессии у безнадзорного животного проводить эвтаназию. Это делается комиссионно, под запись, с соблюдением всех процедур. Здесь нет задачи «устроить живодёрню», но безопасность человека должна быть в приоритете.

Помимо всего прочего департамент планирует рассмотреть вопрос о разработке проекта пакета нормативно-правовых актов, регламентирующих возможность введения на территории региона экстраординарной ситуации в целях сокращения численности животных без владельцев в особом порядке.

Вопрос от нашего читателя, который живёт у реки: почему фермеры распахивают поля почти до воды, не соблюдая водоохранную зону? И может ли министерство на это влиять?

— Здесь два момента. Во-первых, Минсельхоз Тамбовской области не наделён контрольно-надзорными полномочиями. Штрафовать за распашку в водоохранной зоне могут только Росприроднадзор и региональное Министерство экологии и природных ресурсов.

Во-вторых, если земля относится к сельхозназначению, сельхозтоваропроизводитель обязан её обрабатывать. Не обрабатывает — штраф за неиспользование. Такой вот замкнутый круг. И пахать нельзя, и не пахать нельзя.

В 2023 году мы регулировали этот вопрос с помощью субсидий: если у хозяйства есть штраф за распашку прибрежной зоны, оно лишается субсидий на год. Эффект был — количество нарушений снизилось, сейчас буквально единичные случаи фиксируются.

Ещё пчеловоды жалуются на обработку полей пестицидами. Пчёлы, извините за слово, дохнут.

— Не поверите, и у этой проблемы есть две стороны. И пчеловод, с одной стороны, прав, потому что сельхозники некоторые злоупотребляют и правильно не информируют. Кстати, для информирования в нашем регионе был создан чат, рекомендовано, чтобы все пчеловоды в нём состояли.

Но есть и вторая сторона: не все пчеловоды хотят добросовестно платить налоги или хотя бы иметь паспорт пчеловода. Только когда у них что-то случится, оказывается, что он пчеловод. А до этого пчёлы были сами по себе, а он сам по себе.

Мы все вышеуказанные темы постоянно поднимаем на областном оперштабе по сезонным полевым работам. В период посевной и уборочной собираемся каждую неделю, в более спокойный период — минимум два раза в месяц. Там и про пестициды, и про распашку в водоохранной зоне, и про перегруз на дорогах — всё обсуждаем. Но прийти и лично кого-то оштрафовать у министерства полномочий нет — мы передаём информацию в компетентные органы.

Давайте вернёмся к сельскому хозяйству региона. Можете простыми словами рассказать, в каком состоянии сейчас находится отрасль?

— Давайте я чуть-чуть похвалюсь. Отрасль в отличном состоянии. Мы вышли на второе место в России по производству муки из зерновых культур. Мы остаёмся в топ-5 производителей по мясу скота и птицы в живом весе. Третьи по переработанному мясу в России. Вторые по птице. Входим в топ-10 производителей основных видов культур: зерна, сахарной свёклы, подсолнечника. Четвёртые в России по сахару и третьи в ЦФО.

Доля сельского хозяйства и пищевой перерабатывающей промышленности в валовом региональном продукте — порядка 30%. То есть треть экономики Тамбовской области — это агропромышленный комплекс. В обрабатывающем производстве доля пищевиков — около 50%.

В завершение скажу, что из тамбовского зерна можно сложить две пирамиды Хеопса. Если из нашего кускового сахара сделать башню — она будет выше Эйфелевой. Если из тамбовской муки изготовить спагетти — ими можно пять тысяч раз обернуть Землю по экватору.

Это, конечно, образные сравнения, но они хорошо показывают аграрные масштабы нашего региона.

«Вердикт»: Спасибо за интервью!

Источник: «Вердикт» от 29.12.2025

.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020