Про Остапа Бендера, знавшего 400 довольно честных способов отъёма денег у граждан, уже всё сказано, да и про тех, кто его переплюнул многократно, тоже не раз писали. Что же получается? Нет «захода» на тему, не за что во первых строках метафорой зацепиться? Тут вот в чём дело. Узнав о каждой новой махинации, ловко провёрнутой умельцами облапошить ближнего, мы ведь не ужасаемся и анафеме идейных руководителей не предаём.
Наоборот: мы даже восхищаемся аферистами – вот, мол, как ловко придумано! Честно сказать, и я изначально хотела поёрничать над незадачливыми крестьянами и слегка восхититься ловкими воротилами. Но не буду, рука не поднимается, язык не поворачивается. Крестьян жалко, за них, безвольных и облапошенных по той причине по полной программе, обидно и грустно. Знаю, специалисты по юридической части скажут, что тут всё по закону, придраться не к чему. Знаю, и в ответ говорю: всё равно позор тем, кто так ловко обдурил людей.
Акт первый
Авторская ремарка: началась эта история не в «лихие девяностые», когда о законе никто и не вспоминал, а в начале нынешнего века. Тогда на сцену вышли новые люди – ловкие, грамотные юристы, которые строго по закону могли отнять собственность или заставить отдать её на блюдечке с голубой каёмочкой дяде, на которого эти ловкачи работали. Действие происходит в Красногвардейском районе. Действующие лица: бывшие колхозники некогда богатого колхоза, получившие бумажки о праве на пай земли, и его бизнесменское величество Фёдор Иванович Клюка. В 2002-2003 годах об изобретении Фёдора Ивановича только ленивый не писал. Даже хвалили некоторые: акционирование – шаг вперёд, из прошлого прямиком в будущее, поскольку каждый бывший колхозник теперь приобщён к решению общих проблем. Наверное, не единолично многомудрый Клюка эту схему придумал, скорее всего целый штат юристов ходы-выходы прорабатывал.
Напомню для общего понимания ситуации, как обстояло дело.
На базе бывшего колхоза было организовано ОАО «Засосенская нива». Всем бывшим колхозникам настоятельно рекомендовали сдать в общество свои права на землю в качестве уставного капитала. В принципе, нормально: дырявые валенки в уставной фонд не примут, а у крестьян другого чего-то стоящего в помине не было. Вот как вспоминает о тех временах Вера Решетникова, ранее колхозница, а теперь акционерка:
– Да, нам так и сказали: кто паи не сдаст в капитал, тот работать в колхозе не будет. А кто захочет выделять землю свою в натуре, тому дадут на меловых склонах. И что с ней потом делать? А жить-то надо! Как работу потерять? Вот и сдали земельку Клюке.
Тогда бравые юристы людей успокаивали. Посмотрите, говорили, вы здесь хозяева, у вас 70% акций – как решите, так и будет. Только про одно умалчивали – про маленькую буковку «О», в которой вся закавыка запрятана. Это значит, что акционерное общество было «открытое», то есть можно было спокойно и на законных основаниях вносить в уставной капитал средства и выпускать акции. Фёдор Иванович так и поступил: внёс в уставной капитал несколько единиц импортной техники, которую оценили во много раз дороже, чем вся земля. Таким образом, у полутора тысяч колхозников осталось всего лишь 30% акций «Засосенской нивы», они – на законных основаниях! – стали миноритариями, не способными оказать никакого влияния на деятельность ОАО. Ощутили разницу? Раньше могли, у них был контрольный пакет, а потом попали под импортный трактор – и будь здоров, народ, сиди тихо и не кашляй.
Как ни печально, но бывшие колхозники до сих пор не понимают, что земельные паи им давным-давно не принадлежат, они уверены, что паи у них взяли когда-то в аренду. Есть и такие, кто утверждает, будто документов никаких не подписывали, и как оказались владельцами «каких-то» акций, тоже не понимают. Люди не понимают, а юристы Клюки, надо полагать, не зря свой хлеб с маслицем кушали. Схема безупречная, комар носа не подточит: всё законно, а люди в итоге дополнительной эмиссии акций остались ни с чем. Гениально! Сейчас некоторые облапошенные рыпаются, намереваются в суд подать, чтобы доказать махинаторский характер операции «Засосна», но это напрасные хлопоты: срок исковой давности прошёл.
Акт второй
Несколько раз продавался-перепродавался контрольный пакет акций «Засосенской нивы», земля давно заложена-перезаложена. Но такой ситуации, как сейчас не было никогда. В колхозе работало около трёх тысяч человек. При Клюке их сократили почти наполовину. Потом брошенное на произвол всевозможных «инвесторов» ОАО вновь сократило численность работающих в нём. Сегодня, когда земли в Красногвардейском районе сданы в аренду компании «РусАгро», в «Засосенской ниве» работает менее 100 человек. Прогресс, однако! Техника новая, хранилища современные. Коровники в хозяйстве закрыты, все коровы заболели в одночасье туберкулёзом и были вырезаны. Закупать скот не на что и некому. «РусАгро» – крупная компания, но её КРС не интересует.
Стоит отметить, что «РусАгро» – детище Вадима Мошковича, депутата Белгородской областной Думы от партии «Единая Россия», выдвинутого в очередной раз сенатором от нашей области. Сегодня имя сенатора вы не найдёте ни в руководстве, ни в списке владельцев компании. Не положено сенатору бизнесом заниматься. Однако, сдаётся мне, это очередная «хитрость». И всё опять по закону. Надо отдать должное юристам «РусАгро»: они даже общее собрание миноритариев собрали, чтобы всё было по закону. Миноритарии, к слову сказать, в данном случае все те, кто на земле живёт и работает, но ничего решать не может. У них есть право возмутиться, не согласиться, это их личное дело, но решение принимает владелец контрольного пакета. Занавес!
Нет, погодите, на сцену выходит юрист «РусАгро» Сергей Прокопов. Молодому человеку на собрании акционеров пришлось выслушать от людей немало ругательств, выраженных не совсем печатными, а то и совсем непечатными словами. Однако молодой человек выстоял и вёл себя весьма достойно.
– Вас обманули и обокрали, – ответственно заявил Сергей Прокопов. – Но это было до нас. Документы составлены так, что назад уже ничего не вернёшь. Есть претензии – высказывайте их Клюке.
Прокопов даже адрес в Старом Осколе назвал, куда все высказанные нецензурные претензии можно направить в письменном виде. При случае, кто будет мимо проходить, можно прямо на стенке написать. Только толку от этого, честно сказал юрист, не будет. И добавил: акционеров собрали проголосовать по поводу одного вопроса – закладывать ли землю в очередной раз в банк. Большинство собравшихся в зале, естественно, были против, но голосов у них с гулькин нос, а потому вопрос решился положительно. Вот такая арифметика.
Теперь бывшие колхозники надумали юриста на стороне нанять, за пределами области, чтобы всё разъяснил и нашёл слабые места в прокрученной ловко схеме. Поискать можно, но вряд ли где такой найдётся.
Руководителя «Засосенской нивы», а теперь ещё и производства «Засосна» Владимира Приходько до сих пор люди называют по старинке председателем. Владимир Юрьевич на собрании краснел и молчал. А что он мог сказать? После собрания в доверительной беседе посетовал:
– Если бы все эти инвесторы, хозяева и арендаторы людей не увольняли, если бы о людях хоть кто-то думал, такого бы шума не было. Работать совсем негде стало. А если бы работа была, кто бы кричал, что землю у них украли?
Акт третий и последний
Весной заканчивается договор у «Засосенской нивы» по аренде земли с компанией «РусАгро». Не буду оригинальной, если предположу, что к этому времени красногвардейская компания будет полностью подготовлена к банкротству. Как это делается? Очень просто. Все активы тихо выведут в другую компанию, а долги повиснут на «Засосенской ниве». Во что превратятся акции, которые сегодня на руках у людей? Правильно, в бумажки для козьей ножки. Кто не курит, можно ими в туалете стенку оклеить. Для красоты, ни на что иное больше не сгодятся.
Активы в виде земли продадут с молотка. Кому? Да кому угодно, но скорее всего в предстоящем аукционе главным покупателем будет «РусАгро». Но не факт. Как говорят специалисты, земля здесь не самая лучшая, свёкла и пшеница высоких урожаев не даст. Эта земля хороша под пастбища, а скотоводством «РусАгро» не занимается.
И всё-таки закончить рассказ хотелось бы «хэппи-эндом». У людей остались зерновые сертификаты, которые им давали взамен сданных паёв. Ответственность по сертификатам до сей поры несла «Засосенская нива». Вот их можно сохранить, пригодятся. Пусть по 600 кг зерна в год, но уже хоть что-то с «паршивой овцы». Сергей Прокопов рекомендовал людям обращаться во всевозможные инстанции, в том числе и в компанию «РусАгро» с требованием сохранить выдачу зерна по сертификатам, какая бы компания на этой земле ни работала. Это в том случае, если кто-нибудь позарится на засосенские пастбища.
Голос Белогорья, №44 от 03.11.2010
|