На фоне слухов о скорой отставке главы РЖД Владимира Якунина его сын Андрей резко увеличил свою экономическую активность. Так холдинг Venture Investment & Yield Management LLP, подконтрольный Якунину-младшему, купил в Петербурге Никольский рынок. О «семейномбизнесе» Якуниных сообщает корреспондент The Moscow Post.
В своих недавних публикациях The Moscow Post уже затрагивал тему скорой отставки главы РЖД. Так как есть все основания полагать, что увольнение Владимира Якунина обернется серьезным политическим скандалом, его дети стараются поскорее реализовать свои бизнес-проекты.
В частности, холдинг Venture Investment & Yield Management LLP Андрея Якунина в конце минувшей недели купил за 420 млн руб. Никольский рынок, ранее входивший в городскую собственность Санкт-Петербурга. В данном случае, экспертов смутил тот факт, что рынок достался Якунину-младшему по стартовой цене. Это послужило поводом для разговоров о «непрозрачности» проведения аукциона.
Говорят, что успех петербуржских проектов Андрея Владимировича достигается за счет связей его отца в правительстве. Что же, бизнес Андрея Якунина действительно развивается весьма активно.
Кроме Никольского рынка, которым Venture Investment & Yield Management LLP владеет через ЗАО «Никольские ряды», Андрей Владимирович успешно арендовал здание особняка князя Лобанова-Ростовского (находится между Исаакиевской площадью, Вознесенским и Адмиралтейским проспектами), принадлежащего управделами президента.
Теперь этот особняк контролируется ЗАО «Тристар инвестмент холдингс», одним из учредителей которого является Андрей Якунин. Кстати, здание сдано в аренду на 29 лет и, по слухам, в планы Андрея Владимировича входит дальнейшая «прихватизация» этого особняка.
Второй сын главы РЖД Виктор Якунин Виктор Якунин тоже работает в Venture Investment & Yield Management LLP руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру.
Отметим, что, по официальным данным, Андрей Якунин лишь руководит этим холдингом, а сам холдинг является британским. Таким образом, дети главы РЖД де-факто лоббируют интересы английских инвесторов.
Кстати, европейским предпринимателям крайне выгодна дружба с Якуниными, а, вернее, с самим Владимиром Ивановичем.
Плодами этой дружбы уже стали закупки немецкого «Сапсана» у Siemens. Благодаря этому, иностранный поезд заменил отечественный ЭР200, который курсировал между Москвой и Санкт-Петербургом, начиная с 1973 года. Из-за этого без заказов остался «Уралвагонзавод». После того, как военные сократили закупки танков, «Уралвагонзавод» начал испытывать большие проблемы.
Казалось бы, в такой ситуации закупка «Сапсанов», которые не закупает даже Китай, шла в разрез с интересами России. Впрочем,похоже, что контракт с Siemens хорошо сказался на личном бюджете Владимира Ивановича.
Все дело в том, что менеджеры Siemens известны на мировой арене, как «любители» давать взятки за госзаказы. Так только при реализации проекта «Развитие транспортной инфраструктуры г. Москвы» сотрудники Siemens Russia дали взяток российским чиновникам на $741 419.
Страшно только подумать, сколько положил себе в карман Владимир Иванович после сделки с «Сименсом».
Впрочем, это не единственный «успех» РЖД на международной арене. Взять, к примеру, провальное IPO «дочки» РЖД «ТрансКонтейнер» на Лондонской бирже. Ведь большую часть акций этой компании, видимо, заранее договорившись с Якуниным, купила группа FESCO Сергея Генералова.
Благодаря этой сделке, РЖД искусственно создала спрос на акции «ТрансКонтейнера», который превысил предложение приблизительно на 30%.
Затем при общении с Владимиром Путиным Владимир Якунин хвастался этим «достижением», не смотря на то, что европейские инвесторы вообще не проявили к «ТрансКонтейнеру» никакого интереса, а сделка с продажей акций FESCO явно носила договорной характер.
Так же странная ситуация сложилась с прачечными РЖД, переданными в аренду частным компаниям. Если раньше эти прачечные обстирывали пассажиров и экипаж поездов дальнего следования, то теперь они приносят доход частным фирмам, которыми владеют близкие к Якунину люди.
Хотя это распространяется и на другие коммерческие структуры.
К примеру, ранее «Риквэст-сервисом» владел Валерий Филатов, бывший президент и совладелец футбольного клуба «Локомотив» (принадлежит РЖД), и Вячеслав Резчиков, который сейчас является председателем совета директоров группы компаний «Дормашинвест». Более того, совладелицей «Дормашинвеста» была дочь Министра транспорта Игоря Ливитина – Юлия.Вот такая вот семейная коммерция получается.
Подобная «странная» ситуация сложилась и в крупнейшем инфраструктурном операторе в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов ЗАО «Русагротранс», которое реализует инвестиционную программу, одобренную ОАО «РЖД», по созданию эффективной транспортной инфраструктуры. По слухам, все зерновозы пока остаются у «Русагротранса», а МПС уже «куда-то исчезли». Как в таких условиях можно реализовывать важные инвестиционные проекты – не понятно…
Когда-то назначение Якунина на руководящие должности в РЖД вызывало протест у железнодорожников, так как Владимир Иванович не был железнодорожником и вообще ранее не работал с транспортной сферой.Зато, Владимир Иванович хорошо усвоил, что такое «бизнес за государственный счет».
По слухам, в последнее время Якунин все более активно передает дела своим заместителям. Видимо, отставка главы РЖД не за горами…
«The Moscow Post», от 22.11.2010
|