Россия в этом году потеряла 35–40 млн. тонн валового сбора зерна от плана, но основной причиной этого стала технологическая отсталость отрасли, а не засуха, заявил в конце прошлой недели президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский на ежегодной конференции «Агрохолдинги России». Эксперты признают: при всем желании и хорошей погоде мы больше 100 млн. тонн зерна собрать не можем – нужна модернизация производства и поддержка производителя.
По данным Минсельхоза, летняя засуха в Поволжье и центре страны погубила сельскохозяйственные культуры на площади более 13,3 млн га, а это 30% от общей площади посевов в пострадавших регионах и 17% в стране. В ведомстве объясняют, что из-за этого урожай зерна сократился – до 60,3–60,5 млн тонн в чистом весе против 97,1 млн тонн в 2009 году. «Потери зерна произошли не только из-за засухи, – утверждает Аркадий Злочевский. – Порядка 60% потерь валового сбора дала технологическая составляющая, а не засуха». По его словам, те хозяйства, которые использовали современные технологии, даже при минимальной обработке почвы в условиях засухи показали урожайность примерно вдвое выше, чем она была в среднем по региону.
По словам г-на Злочевского, самым мощным локомотивом для внедрения новых технологий и увеличения валового сбора является рыночная конъюнктура. Для поддержания объемов производства необходима определенная рентабельность. «Когда рентабельность меньше 40%, начинается снижение валового сбора. В текущем сезоне мы ушли в убытки – это уже дает фундамент для прогноза по урожаю на следующий год», – отметил глава РЗС. Помимо убытков негативно влияет на объем урожая и снижение на 15–16% площади озимых по сравнению с прошлым годом. И хотя власти планируют частично потери компенсировать за счет расширения ярового клина, «но и прибавка яровых площадей может не сработать», считает г-н Злочевский. Это связано с тем, что накопление удобрений идет с отставанием от прошлого года и хозяйства перестали покупать технику. «Это неизбежно отрицательно скажется на валовом сборе зерна в будущем году», – подчеркнул он.
Решение проблем отрасли специалист видит в принятии и реализации двух программ, которые РЗС «пытается инициировать в правительстве». Суть их в том, что доходность сельхозпроизводителей необходимо сначала поддержать, а потом удерживать на определенном уровне. Для этого сначала заменить механизм зерновых интервенций на введение минимальных гарантированных цен на зерно с организацией залоговых операций. А затем закладывать в бюджет компенсации сельхозпроизводителям в случае увеличения тарифов естественных монополий и стоимости ГСМ; ввести в практику «плавающие» ставки на экспорт минеральных удобрений. Аргументируя необходимость этих мер, специалист отметил: на фоне роста цен на зерно в октябре солярка подорожала сразу на 23%.
То, что Россия страна поломанных тракторов, подтвердил недавно председатель комитета по сельскохозяйственному машиностроению Союза машиностроителей России Михаил Болотин. «У российских производителей доля отечественной техники не превышает 20%. При этом сельское хозяйство России на сегодняшний день недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия резко сократили выпуск сельхозмашин, а поступающая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям, имеющим 550 природно-климатических зон», – отметил он. Но залог высокой урожайности не только в технике, но и в удобрениях, топливе и своевременных финансовых вложениях. Так вот ни с тем, ни с другим, ни с третьим в России нелады. И если на это наложить неблагоприятные климатические условия, получается то, что мы собрали этой осенью.
«Я не согласен с г-ном Злочевским, – заявил Олег Суханов из Института конъюнктуры аграрного рынка. – Россия при всей своей технической отсталости, но при хорошей погоде может собрать 100 млн. тонн зерна. Это средняя цифра предыдущих лет. И деструктивно летом подействовала именно засуха». Но если мы хотим производить зерна больше, чем потребляем, и экспортировать, нужно срочно модернизировать весь цикл сельхозпроизводства и улучшить его материальную базу, признал эксперт. Пока же при засушливой осени, перешедшей в резкие заморозки, ИКАР прогнозирует на будущий год снижение урожайности озимых на 5 ц/га, что даст на выходе не более 32 млн тонн зерна, то есть на 20 млн тонн меньше, чем в хорошие годы. «Дополнительные земли под яровые, о которых говорилось в правительстве, не вспаханы и не удобрены. И вообще с удобрениями фермеры испытывают колоссальные проблемы, – пояснил г-н Суханов. – При этом уже сейчас ясно, что и яровые по тем же причинам, что и озимые, дадут максимум 50 млн тонн. Итого, в сумме при самом оптимистичном стечении обстоятельств мы получим не более 80 млн. тонн совокупного урожая в 2011 году».
Новые Известия, от 29.11.2010
|