Конфликт вокруг распределения зерна из государственного интервенционного фонда регионам дошел до высшей точки: вчера к нему подключился президент Дмитрий Медведев. Правительству указано в течение двух недель разобраться, как именно поддерживать сельское хозяйство и бороться с продовольственной инфляцией — натуральными дотациями агрохолдингам через регионы или вмешательством в рыночное ценообразование через биржевые интервенции. Цена вопроса — 2 млн тонн зерна по ценам 2008 года, которые могут или сбить цены на рынке зерна, или резко повысить рентабельность близких к регионам агрохолдингов.
Внутриправительственные разногласия по схеме поддержки агроотрасли зерном вышли на уровень президента. Вчера Дмитрий Медведев на совещании с правительственными чиновниками дал Белому дому две недели на то, чтобы определиться с единой стратегией такой поддержки — сейчас реализуются сразу две.
Напомним, с 4 февраля 2011 года Минсельхоз уже трижды проводил торги на бирже по реализации зерна из государственного интервенционного фонда (ГИФ, более 9 млн тонн зерна). За три дня торгов (4, 8 и 9 февраля) было реализовано 174,78 млн тонн на общую сумму 1,1 млрд руб., а всего до июня 2011 года к реализации определено до 2,5 млн тонн зерна. Параллельно еще 1,131 млн тонн зерна на основании заявок от властей Москвы, Петербурга, Московской и Ленинградской областей передается региональным агрохолдингам по ценам закупки ГИФ в 2008 году. Помимо этого объема правительство рассматривает вопрос о передаче вне тендера еще 2 млн тонн региональным потребителям, которых отбирают региональные власти. Первый механизм рассчитан на общее снижение цен на зерно на рынке, второй является, по сути, натуральной дотацией избранным агрохолдингам, считающимся региональными властями значительными и системообразующими.
Существование двух систем господдержки у Дмитрия Медведева вызвало недоумение. "Если мы продаем на торгах, то какой стимул покупать на торгах, если можно прийти за этим зерном и договориться в индивидуальном порядке? Виктор Алексеевич, какой в этом смысл?" — обратился он к первому вице-премьеру Виктору Зубкову, курирующему в Белом доме вопрос натурального распределения зерна.
Виктор Зубков пояснил: "Москва или Санкт-Петербург получают зерно... по цене закупки как стимул к тому, чтобы они контролировали рост цен на рынке продовольствия, в том числе хлебобулочных изделий или комбикормов... Что выгоднее для того, чтобы произвести хлеб или комбикорма,— получить зерно по 4,3 тыс. или по 6,3 тыс. руб.?" — пояснил он президенту, указав, что на биржевых торгах февраля зерно стоит около 6,2 тыс. руб. за тонну. На это президент задал вопрос о том, зачем тогда в принципе принималось решение о распределении зерна через биржу. "Так и хотели (распределять без торгов), но затем было предложение попробовать на биржевых торгах — возможно, цена упадет. Но она не упала",— заявил вице-премьер. Напомним, механизм интервенций курирует в Белом доме Минсельхоз, руководитель которого Елена Скрынник находится с господином Зубковым в весьма напряженных отношениях.
В итоге Дмитрий Медведев дал правительству две недели на то, чтобы разобраться с тем, как лучше вмешиваться в ценообразование: внеконкурсной раздачей зерна через губернаторов или обрушиванием биржевых цен. Президент в принципе согласился с возможностью остановки биржевых интервенций. Отметим, они не столь бесполезны: реализация в феврале уже 7% квоты вызвала некоторое снижение цен на открытом рынке и проводилась ниже среднерыночных цен. Так, по данным портала "Прозерно", средневзвешенная цена на фуражный ячмень на торгах составила 6,142 тыс. руб. за тонну, а на начало февраля в европейской части России вне биржи он стоил 8,79 тыс. руб. за тонну.
Напрямую реализация зерна ГИФ существенно баланса потребления зерна не изменит: ГИФ до июня может обеспечить рынок около 6-7 млн тонн зерна, то есть порядка 10% национального производства. Однако как раз в феврале цены на бирже снизиться существенно не смогут именно из-за системы натуральных дотаций: биржевые торги малоактивны, поскольку крупные потребители рассчитывают на 2 млн тонн "раздачи" зерна по ценам 2008 года. "Вообще-то это не рыночная мера,— осторожно охарактеризовал Дмитрий Медведев господину Зубкову систему натуральных дотаций.— Скажу прямо — это создает опасность коррупции".
Отметим, на рынке многие уже уверены в том, что часть зерна "из раздачи" попадет на рынок. Как иронизирует представитель одной из крупнейших зернотрейдинговых компаний, "в распределении без торгов были заинтересованы небольшие региональные "компании-сепаратисты", которые уже предлагают это зерно на открытом рынке по цене минимум на 20-25% выше, чем закупочная, хотя фактически само зерно еще до них даже не дошло". Впрочем, вряд ли стоит квалифицировать продажу этого зерна как "коррупцию": обязательств не предоставлять его на рынок на компании не накладывается, и запрет этот можно вполне легально обойти бартерными операциями. К тому же регионы вряд ли имеют возможность контролировать рентабельность переработки зерна получателями. Однако механизм формирования списка получателей зерна крайне непрозрачен — вероятность того, что зерно ГИФ часть потребителей получит за взятки региональным чиновникам, достаточно велика.
По мнению гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, сохранение системы внебиржевого распределения выгодно исключительно конечному потребителю зерна. "Биржевые торги выгодны государству и владельцам зерна, которые будут получать цену, близкую к рынку",— отмечает он. Впрочем, этот аспект и является основным аргументом против биржевых интервенций: они в меньшей степени подвержены риску коррупции, однако применение правительством механизма интервенций не позволяет регионам ни гарантировать стабилизацию цен на агропродукцию, ни "точечно" поддерживать рентабельность крупных региональных производителей, снизившуюся из-за засухи 2010 года. Биржевой механизм является средством борьбы с проблемой роста цен на зерно, механизм натуральных дотаций — способом компенсации агропредприятиям убытков, неизбежных из-за "зажимания" продовольственной инфляции. Впрочем, президент на встрече признал, что рост инфляции его волнует больше, чем возможная коррупция.
Как позднее уточнил помощник президента Аркадий Дворкович, Минсельхозу пока поручено продолжать и биржевое распределение зерна ГИФ в объеме 500 тыс. тонн в месяц, и распределение выделенных предыдущим постановлением правительства 1,1 млн тонн для Москвы, Санкт-Петербурга и областей. Под вопрос глава государства поставил планы по дополнительному распределению зерна ГИФ для регионов в объеме 2 млн тонн. Постановление Белого дома о нем пока не готово, вопрос находился в стадии обсуждения. Между тем именно положительное решение этого вопроса и могло бы обрушить цены на бирже эффективнее интервенций. Впрочем, стратегии Виктора Зубкова и Елены Скрынник расходятся и на более фундаментальном уровне: биржевой обвал цен не в интересах производителей продовольствия, для которых это снизит рентабельность операций следующего агросезона, но может внести свой вклад в борьбу с инфляцией весной 2011 года.
Коммерсантъ №23 от 10.02.2011
|