Утверждения единого механизма распределения зерна из интервенционного фонда участники рынка — и производители зерна, и его потребители — ждали со второй половины прошлого года. В течение долгого времени поля полнились слухами, что только осложняло прогнозирование будущего сельского хозяйства России. Решение правительства о реализации продовольственного зерна из госфонда через биржевые торги и распределении фуражного зерна по спискам хорошо уже тем, что наконец задает правила игры до конца сезона.
Желание властей активнее влиять на рынок сельхозсырья понятно: в России растет продовольственная инфляция. В январе она составила весьма впечатляющие 2,6%, или около 30% в годовом измерении. При всем этом в 2011 году надо провести выборы в Госдуму, в следующем, 2012 году — президентские, потому инфляцию надо сдерживать всеми возможными путями.
Итоги февраля — первого месяца биржевых торгов зерном — демонстрируют сближение цен на интервенционное зерно и рыночное. Если в первые дни торгов основная масса товара фактически уходила по стартовой цене, весьма далекой от рынка, то в последние дни этот разрыв явно сократился. По отдельным регионам стоимость госзерна с учетом дополнительных расходов покупателей, связанных с получением этого товара, оказалась выше рыночной. Это дополнительный фактор, препятствующий обвалу цен.
Однако в перспективе эксперты прогнозируют снижение цен на зерно, которое, однако, не будет быстрым из-за неторопливого распределения зерна. Дело в том, что физическое перемещение выделенного товара может осложняться многочисленными проблемами: ответственные хранители не заинтересованы в быстрой поставке и могут затягивать отгрузку или повышать цены на свои услуги. Помимо этого возможны споры между покупателями и продавцами по качеству продукции.
Пример с распределением 900 тыс. т зерна, выделенных из госфонда еще в декабре 2010 года для потребителей Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, наглядно демонстрирует, насколько этот процесс может затянуться. Прошло два месяца, а это зерно не просто физически не попало потребителям — еще даже нет окончательно согласованных списков.
На фоне затянувшегося распределения зерна из госфонда правительство не очень много внимания уделяет дальнейшему развитию ситуации в июле—августе 2011 года. К этому времени сложится достаточно интересный момент: если сейчас государство пытается максимально снизить цены на российском рынке, то летом разница между мировыми и российскими ценами на пшеницу будет расти. Сейчас российская пшеница дешевле мировой примерно на 100 долл., а в середине лета этот спред может достигнуть 150 долл. на 1 т. Не исключено, что в такой ситуации рынок моментально «выстрелит» и все зерно моментально уйдет на экспорт. Как государство планирует выходить из этой ситуации, непонятно.
В рамках заявленных мер по реализации зерна потребители фуража будут биться за попадание в региональные списки «льготников» (ой, попадут ли?), а наши фермеры — надеяться на то, что цены не обвалятся. Между тем ключевого инструмента для снижения рисков как производителей, так и потребителей — реальной ликвидной биржи, как не было, так и нет.
Вся эта непростая ситуация с распределением зерна из интервенционного фонда в очередной раз дала хороший повод задуматься: не пора ли принципиально менять механизм регулирования через интервенции? На взгляд экспертов РБК Daily, этот слабопредсказуемый и непрозрачный механизм надо убирать, уходя к гарантированным закупкам по минимальным ценам. В таком случае возникает меньше возможностей и соблазнов для «ручного» управления рынком.
РБК Daily от 25.02.2011
|