В Южном федеральном округе ожидается огромный избыток урожая зерновых. К концу года на элеваторах региона может скопиться 15-18 миллионов тонн непроданного зерна. Это превышает валовый объем годичного урожая ЮФО.
На региональном рынке сложилась патовая ситуация - никто не продает зерно и никто его не покупает. Куда девать переходящие запасы зерновых региональные власти не знают. При этом в нынешнем году ожидаются рекордные сборы масличных культур и хорошие - по зерновым.
На элеваторах ЮФО находится почти половина собранного в минувшем году урожая зерновых. Его невозможно продать из-за эмбарго, введенного 5 августа 2010 года. В правительстве РФ запрет объясняют необходимостью продовольственной безопасности страны в условиях минувшего "пожарного" лета и засухи в ряде регионов страны, сохранения поголовья скота, которое может быть пущено под нож из-за проблемы с кормами, и желанием предотвратить спекулятивный рост цен на зерновые.
На мировых торговых площадках цены на продовольственное зерно значительно выросли (на Чикагской бирже - до 350 долларов за тонну). Предприниматели сетуют на то, что из-за эмбарго они несут значительные финансовые потери. К примеру, неучастие второй год подряд в тендерах на поставки зерна в Северную Африку, на которую приходилось до 40 процентов южнороссийского зерна, может вообще лишить Россию места на этом ключевом рынке.
Крестьяне не могут продать свое зерно на внутреннем рынке из-за падения цен (с 7000 до 4500-4700 руб/т) и отсутствия спроса. Зерновыми заняты элеваторные мощности ЮФО, разгрузить которые пока не представляется возможным. Из семи миллионов тонн донского зерна переходящие запасы на складах оцениваются в три миллиона тонн продовольственной пшеницы 3-го и 4-го классов. По словам министра сельского хозяйства Ростовской области Владимира Черкезова, при нынешней заполненности элеваторов места для нового урожая уже нет.
Аналогичные проблемы и в другой житнице ЮФО - Кубани. В прошлом году здесь собрано 8,1 миллиона тонн зерна, предназначенных главным образом на экспорт.
С другой стороны, попытки правительства распределить зерно по 40 субъектам РФ, пострадавшим от пожаров, наталкиваются на взвинчивание цен на услуги самих элеваторов, что приводит к еще большим потерям зерновиков. К тому же перераспределение зерна из интервенционного фонда по регионам-погорельцам (на это направлено три миллиона тонн) привело к еще большему падению цен на зерно на Юге.
Специалисты сходятся во мнении, что с 1 июля эмбарго вряд ли отменять, это произойдет не ранее осени. К этому времени урожай озимых в ЮФО девать будет некуда, сетуют аграрии.
Генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что если бы зерновики юга России продали по нынешним ценам за рубеж урожай, то они получили бы рекордную прибыль. По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, прошлогодний урожай позволил бы безболезненно экспортировать 14 - 15 миллионов тонн (в 2008-09 сельхозгоду экспорт составил 21,5 миллиона тонн), что сделало бы Россию по этому показателю третьим экспортером в мире.
По расчетам экспертов, на 1 декабря 2010 года переходящие запасы зерна в ЮФО составили 13 миллионов 560 тысяч тонн, а к 1 декабря 2011 года при отсутствии экспорта они достигнут 15-18 миллионов тонн.
В некоторых хозяйствах доля непроданного зерна достигла 30 процентов. Это вынуждает аграриев ЮФО прибегать к необычным способам заработать деньги. Так, руководство одного из донских сельхозпредприятий решило инвестировать средства в переработку и строительство кожевенного завода.
Другие всерьез рассматривают вопрос тот, чтобы вообще отказаться от посевных работ. Вместо этого они намерены получить доход за счет перепродажи излишков топлива коммерческим заправкам. Дело в том, что льготное топливо сельхозтоваропроизводители получают в виде бонусов за выполнение посевных планов. Как сказал один из директоров агрохозяйства, "прибыль в этом случае несопоставима с зерновыми рисками".
Российская газета от 16.03.2011
|