Сколько зерна экспортеры продали бы за границу до нового урожая, если б им разрешили? Аркадий Злочевский утверждает, что месячный рекорд в 3,14 миллиона тонн был установлен в 2007 году. Но с тех пор были пущены в строй новые отгрузочные терминалы и отремонтированы старые.
Открыть экспорт зерна досрочно предлагает Российский зерновой союз. Вчера президент РЗС Аркадий Злочевский убеждал журналистов в том, что без этого цены на рынке могут опуститься ниже себестоимости производства. А значит, подорвать финансовую устойчивость части компаний агропромышленного комплекса.
Убедить правительство в необходимости открыть границу для российской пшеницы зерновикам пока не удалось. Неделю назад совет директоров РЗС обратился к исполнительной власти с предложением вернуться в качестве продавцов на мировой зерновой рынок. "Не вижу для этого оснований", - прокомментировал тогда эту идею первый вице-премьер Виктор Зубков.
Тем не менее в РЗС определенно рассчитывают донести до высших правительственных чиновников свою обеспокоенность быстрым падением зерновых цен, которое стало происходить на российском рынке в последние недели. Пшеница все еще довольно дорога, однако теряет уже по 300 рублей в неделю. И, по мнению Злочевского, может терять и по 500 рублей в неделю. В таком случае с нынешних примерно 7000 рублей за тонну она быстро докатится до 4000 рублей. А именно такой будет в следующем сезоне ее себестоимость, считают в РЗС. Это меньше, чем в прошлом - сухом - году. Но примерно на 800 рублей больше, чем в урожайном сезоне 2009-2010 годов. Причина в том, что издержки выросли, к тому же есть не самые радужные погодные ожидания.
На самом деле, запрет официально установлен до начала июля - до нового урожая. И ошибка в сроках его отмены может дорого стоить стране. Если сейчас открыть границы, а урожай второй год подряд окажется низким, придется, возможно, сесть на серьезную диету. С учетом того, что на мировом рынке пшеница сейчас котируется высоко.
Если долго не открывать границы, а урожай окажется избыточным, то цены обвалятся очень низко и правительству придется исполнить роль мирового рынка - скупить на бюджетные деньги существенную часть урожая, чтобы поддержать деньгами тех, кто его произвел. А бюджет у нас, по идее, дефицитный. Что несколько снижает достоинства такого сценария.
Правительство запретило продавать зерно в прошлом году, когда стало ясно, что засуха украла у России примерно 35 миллионов тонн зерна и урожай будет ниже годовой потребности страны. Правда, в закромах были гигантские переходящие запасы - гораздо более 20 миллионов тонн. К тому же многие эксперты утверждали, что растениеводы припрятали не меньше трех миллионов тонн зерна. Тем не менее решение правительства было дисциплинированно выполнено. Экспортеры закупили зерно в Казахстане, чтобы не сорвать уже подписанные контракты, и поставили 540 тысяч тонн в Египет и около 60 тысяч тонн в Иорданию. Таким образом, Россия ушла с мирового рынка не хлопнув дверью.
Цены на зерно, между тем, бойко выросли до очень высокого уровня. Был момент, когда покупатели не хотели покупать, так как считали предложение слишком дорогим, а продавцы не хотели продавать, так как считали спрос слишком низким. Правительство снизило ввозные пошлины на зерновые товары. Но импорт оказался низким - около одного миллиона тонн, считает Аркадий Злочевский. А это означает, что зерно-то в стране было, "так называемые зернодефицитные регионы на самом деле не испытывают дефицита зерна". Подтверждением этого тезиса является следующая коллизия: когда государство приступило к зерновым интервенциям, то есть стало распродавать запасы ниже рынка, все, кто "сидел на зерне" в ожидании еще более высоких цен, кинулись его продавать. Чем и объясняется нынешнее резкое снижение цен.
Если прежде РЗС прогнозировал, что к первому июля (началу нового зернового года) в запасах в России останется 15,1 миллиона тонн зерна, то сейчас Аркадий Злочевский обещает, что будет порядка 18 миллионов тонн. Это больше, чем нужно. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) утверждает, что в переходящих запасах хорошо иметь 17 процентов от объема потребления. То есть в России это примерно 12 миллионов тонн зерна.
По странному совпадению, примерно шесть миллионов тонн "лишнего" зерна окажется к концу зернового года на юге страны, вблизи наших экспортных портов. Надо сказать, что в этом регионе фиксируются вспышки африканской чумы свиней, из-за которой это зерно не слишком охотно покупают на севере России. Зато спокойно берут в мусульманской Африке, где за здоровье свиней не опасаются.
Российская газета от 25.03.2011
|