Белгород — поистине баловень судьбы, не сломленный кризисом. Его кормят две дойные коровы: щедрые вливания из областного бюджета и мощные налогоплательщики из пищепрома.
Среди городов с численностью населения от 100 тыс. человек Белгород считается крепким середняком. В кризис он только упрочил свои позиции, передвинувшись в очень крепкие середняки. У большинства городов налоговые доходы в кризис упали — у Белгорода же, наоборот, выросли. И все благодаря пищепрому, на долю которого приходится 32% всей белгородской обрабатывающей промышленности. Белгородская область производит 16,5% всей российской курятины и 12% свинины.
В городе квартируются свиноводческий холдинг «Агро-Белогорье», производитель курятины «Белая птица», Белгородский молочный комбинат, разливающий молоко под брэндом Parmalat, поставщик сгущенки «Белгородские молочные продукты», входящий в десятку крупнейших отечественных производителей мороженого «Белгородский хладокомбинат» (марка «Бодрая корова») и многие другие. Они процветают. В кризис продажи сгущенки выросли на 29%, колбасы — на 88%. Причем значительную долю произведенного в области мяса и молока белгородцы потребляют сами. Жители области съедают больше всех в стране мяса в пересчете на душу населения после Московской области и занимают 18-е место в РФ по потреблению молочных продуктов.
Хотя Белгород считается флагманом сельского хозяйства РФ, местные жители жалуются на высокие цены: стоимость продуктов в городе такая же, как в соседних регионах, если не выше. Представитель администрации Вероника Смирнова объясняет это тем, что цены взвинчивают федеральные сети, на которые приходится 27% местной торговли. Кроме того, они торгуют продукцией своих более дорогих (федеральных) поставщиков.
Производителей тоже беспокоит рост влияния сетей. Например, доля Белгородского хладокомбината на рынке за несколько лет снизилась с 85% до 75%. Эти 10 процентных пунктов отъели в первую очередь сети со своими частными марками мороженого.
Впрочем, причиной высоких цен могут быть и сами местные жители. Белгородцы состоятельны. По итогам 2010 года на 1000 человек приходится 298 автомобилей, это больше, чем в соседнем Курске (270), и немного не дотягивает до богатого Липецка — вотчины НЛМК (310).
Государевы люди в Белгороде предпочитают иметь и славу, и богатство одновременно. Показательный пример — крупный белгородский свиноводческий холдинг «Агро-Белогорье», созданный в 2007 году, принадлежит бывшему руководителю департамента экономического развития области Владимиру Зотову.
"Коммерсантъ Секрет Фирмы" №4 от 04.04.2011
|