У настоящего хозяина простоев не бывает, тем более у того, кто трудится на земле. Так считает фермер Анатолий Донских. Крестьянин не только пашет, сеет и собирает урожай. В его повседневном кропотливом труде это лишь, как говорят, верхушка айсберга. У него еще множество других забот. Надо заранее предусмотреть все, чтобы хозяйство развивалось успешно.
— Сейчас еще раз проверяем технику и инвентарь, отлаживаем зерновое оборудование, настраиваем механизированные комплексы, — говорит Анатолий, возглавляющий сегодня крестьянско-фермерское хозяйство «Аренда» Добринского района. — Помимо того, решаем кредитно-финансовые вопросы, договариваемся с поставщиками сырья и материалов.
Фермерское хозяйство у него крепкое. Оно выдержало испытание временем и показало свою состоятельность. За фермерство Донских взялся в начале девяностых, когда движение свободных землепашцев в России только зарождалось. Был в числе первых смельчаков, отважившихся уйти с головой в новый аграрный уклад. Приходилось биться буквально за все: за кусок земли на отшибе, за старый списанный трактор взамен пая, за банковский кредит.
— Новая жизнь началась у меня, как и у многих фермеров той поры, с борьбы за место под солнцем. Теперь, без преувеличения и ханжества, расцениваю все как подарок судьбы, — продолжает Анатолий. — Во-первых, в трудностях вырабатывались закалка и целеустремленность, во-вторых, понимал и убеждался в том, что легкой жизни не будет. Стойкие и сильные духом хозяева крепли, слабые и случайные в крестьянском деле — сходили с дистанции. Так и формировалось сообщество сельских тружеников.
К предпринимателям у россиян сложилось, мягко говоря, неоднозначное отношение. Мол, большинство из них рвачи и хапуги. Такими поначалу считали и фермеров. Но крестьяне зарабатывают свой рубль тяжким трудом от зари до зари, а это уже иное дело. Постепенно односельчане стали тянуться к фермеру. Любое дело у него выверено до тонкостей, все рационально и эффективно. Некоторые, какое-то время поработав в крестьянско-фермерском хозяйстве и набравшись опыта, уходили, что называется, в самостоятельное плавание. И как следствие развития — свободные землепашцы области объединились в ассоциацию. Анатолий Донских стал одним из первых ее председателей. АККОР стал играть в аграрном секторе значительную роль. С ним считались и власти, и крупные сельхозтоваропроизводители. Постепенно доля фермеров возросла с трех до двадцати процентов.
— Начинал с десяти гектаров земли, потом расширил угодья до ста, — вспоминает Донских. — Но чтобы вести дело по-научному, соблюдать севооборот, необходимо не менее 500— 600 гектаров. Сейчас у меня 1140 гектаров пашни. На них выращиваем зерновые, технические, масличные и бобовые культуры. Рациональное чередование, эффективная система питания почвы, своевременное проведение агроприемов обеспечивают высокую отдачу. Урожайность хлебов в лучшие годы достигала пятидесяти центнеров с гектаров, свеклы — четырехсот...
— Минувший засушливый год сильно подкосил экономику хозяйства, — вступает в разговор заместитель главы КФХ «Аренда» Антон Донских. — Озимая пшеница не дала и половины обычного урожая, невысок оказался сбор и на свекловичной, подсолнечной плантациях. А соя вообще сгорела от жары. Потери лишь частично удалось компенсировать ценой на реализованное сырье...
От засухи меньше пострадал тот, кто не ограничивался какой-то одной культурой. В их числе оказался и Анатолий Донских. В немалой степени его выручила сахарная свекла, увеличение объемов производства которой глава региона Олег Королев считает одной из важнейших задач сельхозпроизводителей региона на ближайшие годы.
К тому же у Донских — свой рыбопитомник. К примеру, мальков карпа, толстолобика, белого амура быстро и по хорошей цене разобрали владельцы частных водоемов округи. Теперь он подумывает и над расширением животноводческой фермы. Дело хлопотное, зато стабильный доход гарантирован.
Оценивая фермерское движение, Анатолий Донских считает, что формирование фермерского уклада затянулось. Крайне слабо развита межфермерская кооперация. В числе основных проблем и трудный доступ к кредитным ресурсам. Да и страховое дело далеко от совершенства. Не случайно сократился приток новых сил: трудиться на земле в таких условиях решаются немногие.
— Суть земельной реформы сильно искажена, складывается впечатление, что часть законов направлена против фермеров, — считает Донских. — По-прежнему непросто получить и оформить в собственность землю. Нередко фермерам стремятся всучить заброшенные, малопродуктивные земли на отшибе. Есть случаи изъятия земли. Непросто сбыть и произведенную продукцию. Госзакупки незначительны, а иных достойных каналов просто не существует. Вот и приходится порой все отдавать перекупщикам за бесценок...
Он убежден, что государство, прежде чем закупать продовольствие за рубежом, должно востребовать собственные резервы. Происходит пока все наоборот. Магазины завалены яблоками и морковью, капустой из Голландии и Турции, а отечественные встретишь нечасто.
Впрочем, меры государственной поддержки фермерства, озвученные недавно Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным, вселяют надежду на добрые перемены. Пора русскому мужику стать хозяином земли, чтобы он трудился в радость, и сможет он тогда накормить соотечественников добротными продуктами, улучшая благополучие земляков.
По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в стране зарегистрировано более 250 тысяч фермерских хозяйств и свыше 31 тысячи сельских индивидуальных предпринимателей. Они обрабатывают около 30 миллионов гектаров земли. Фермеры производят около 20 процентов российского зерна, 40 — картофеля, 27 — овощей.
В Липецкой области сегодня действуют 1052 крестьянских хозяйства. В их распоряжении — 180 тысяч гектаров земли, в том числе 176 тысяч — пашни. Площадь одного фермерского хозяйства в среднем составляет 171 гектар. Кстати, по России на одного фермера приходится 108 гектаров сельхозугодий, в США — 189, Великобритании — 65, Франции — 27, Германии — 16, Италии — 6.
Липецкая газета от 08.04.2011
|