Горячая дискуссия по поводу отмены "зернового эмбарго" развернулась накануне между экспертами аграрного рынка России. Одни считают, что продажа зерна за границу, которая возобновляется с 1 июля, позволит поддержать отечественных сельхозпроизводителей. Другие придерживаются мнения, что эта мера ударит по карманам потребителей.
В частности, опасения по поводу роста продовольственной инфляции высказали первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский и председатель Общероссийской общественной организации "Сельская Россия" Сергей Шугаев. Эксперты считают, что отмена запрета на экспорт зерна на фоне высоких мировых цен может привести к росту его стоимости на внутреннем рынке. Сейчас цена российского зерна составляет 5,5 тысячи рублей за тонну против 10 тысяч рублей на мировом рынке. Сергей Лисовский полагает, что подорожание зерна приведет к росту цен на мясную продукцию. Доля зерна в ее себестоимости доходит до 60-70 процентов. По мнению Шугаева опасность представляет даже не подорожание зерна, а спекуляции на этом вопросе. Эксперт привел в пример ситуацию с гречкой. По его мнению, дефицита крупы не было, а спекулянты, удачно сыграв на теме засухи, разогрели цены.
Между тем о возможном росте продовольственной инфляции из-за отмены экспорта зерна говорил и глава Банка России Сергей Игнатьев. На международном банковском форуме в Санкт-Петербурге на прошлой неделе он заявил, что, по его ожиданиям, инфляция в первом полугодии не должна превысить 5,5 процента, а во втором - 1,5 процента. Также Сергей Игнатьев высказал мнение, что урожай в этом году будет не хуже среднего, и это позволит снизить цены на некоторые продовольственные товары в абсолютном выражении по отношению к прошлому году. Поэтому единственным серьезным риском для инфляции, по мнению главы Центробанка, является отмена запрета на экспорт.
О возможном росте цен на хлеб в результате такого решения Виктора Зубкова спрашивал и Владимир Путин. На это первый вице-премьер, курирующий отрасль, заметил, что у правительства есть эффективный механизм для противодействия такому сценарию. В стране сейчас есть 6 миллионов тонн зерна интервенционного фонда и в случае если будут вопросы по росту цен, правительство сможет применить меры таможенно-тарифного регулирования.
Причин для повышения цен не видит и известный лоббист зернового экспорта Аркадий Злочевский. По мнению президента Российского зернового союза (РЗС), нехватка зерна, из-за которой, в частности, может произойти повышение цен, стране не грозит. По данным Злочевского, Россия соберет в этом году 85-90 миллионов тонн зерна. Объем внутреннего потребления не превышает 68 миллионов тонн. И с учетом переходящих запасов в 20 миллионов тонн, Россия, по мнению президента РЗС, в ближайшем маркетинговом сезоне 2011-2012 годов (с начала июля по конец июня) может "спокойно себе позволить вывезти 20 миллионов тонн". При этом в месяц страна может экспортировать 2,5 миллиона тонн. "Больше не позволит вывезти инфраструктура", - сказал Злочевский. Вместе с тем он напомнил, что в октябре 2007 года был поставлен рекорд. В связи с угрозой введения экспортных ограничений в течение месяца из страны было вывезено более 3 миллионов тонн зерна.
Впрочем, другие эксперты его убеждение в необходимости распродать зерно не разделили. 100 долларов за тонну, которые можно сейчас получить за разницу между российскими и мировыми ценами, по мнению Лисовского и Шугаева, достанутся трейдерам, то есть перекупщикам, а не сельхозпроизводителям.
В сезоне 2009-2010 годов объем экспортированного из России зерна превысил 21 миллион тонн. А в текущем маркетинговом сезоне 2010-2011 годов из страны вывезли около 4 миллионов тонн. Резкое снижение произошло из-за последствий прошлогодней засухи, когда страна потеряла почти треть запланированного урожая. В результате российское правительство 15 августа 2010 года ввело временный запрет на продажу пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы и муки. И если муку разрешили вывозить с 1 января 2011 года, до запрет на продажу за границу зерна продлили до 30 июня 2011 года. В минувшую субботу премьер-министр Владимир Путин сообщил, что запрет снимается с 1 июля.
Российская газета от 31.05.2011
|