13 сентября компания «Манго» заявила о планах по строительству в Воронежской области логистического комплекса для плодоовощной продукции с годовым грузооборотом 1,7 млн тонн в год с последующим увеличением до 3 млн тонн. Инвестор планирует приобрести под проект 15-20 га в Рамонском районе, а площадь первой очереди комплекса, строительство которой может начаться уже в 2012 году, составит около 30 тыс. кв. м. Изучив заявленные параметры проекта, эксперты предположили, что, вероятнее всего, речь идет о перевалочных складах, рассчитанных на мгновенную реализацию продукции, в этом случае их строительство обойдется инвестору не дороже $600 за 1 кв. м.
13 сентября губернатор Алексей Гордеев встретился с Аббасом Аббасовым, который с 1992 до 2006 года был первым вице-премьером правительства Азербайджана, и президентом компании «Манго» Равшаном Джаббаровым. Они представили главе региона проект логистического комплекса, который планируется к размещению в Воронежской области. Речь идет о складских помещениях для плодоовощной продукции, которая будет поставляться из других регионов, в том числе из стран СНГ. Грузооборот комплекса составит 1,7 млн т в год. Строительство первой очереди проекта может начаться уже в 2012 году, а на завершающем этапе – к 2016 году – грузооборот комплекса может составлять уже до 3 млн т в год. Источник, близкий к переговорам, рассказал, что инвесторам нужно под проект 15-20 га, вчера они осмотрели два потенциальных участка – в Рамонском районе и на окраине Воронежа, в стороне от микрорайона Машмет. «Предварительно их гораздо больше заинтересовал Рамонский район, поскольку это выезд на Москву», – пояснил источник. Он добавил, что площадь первой очереди будет составлять около 30 тыс. кв. м. Глава Рамонского района Виктор Логвинов подтвердил, что потенциальные инвесторы осматривали участок, который находится в частной собственности, отметив, что «судя по первому впечатлению, у них достаточно серьезные намерения».
Примечательно, что в открытых источниках никакой информации о группе «Манго» и о Равшане Джаббарове нет. Компания занимается поставками плодоовощной продукции в Россию. Встречей инвестора с губернатором занимался вице-премьер облправительства Александр Песов, представляющий регион в органах федеральной власти.
В случае реализации проекта Рамонский район претендует на статус полноценного логистического узла: здесь уже развиваются два крупных складских комплекса. Воронежская логистическая компания Александра Бакирова и его партнеров на сегодняшний день инвестировала около 5,5 млрд руб. в запуск двух первых очередей логоцентра общей площадью 60 тыс. кв. м сухого хранения и сейчас планирует строительство холодильного склада на 60 тыс. кв. м за 7 млрд руб. Кроме того, в районе запущен складской центр «Аэробус» (совместный проект воронежской компании «Сота» и группы «Продимекс») общей площадью около 40 тыс. кв. м. Однако крупных складов по хранению конкретно плодоовощной продукции в регионе до недавнего времени не было Сейчас в Терновском районе запускается фруктохранилище на 1,5 тыс. т единовременного хранения ЗАО «Фруктовое» с объемом вложений на уровне 55 млн руб. Впрочем, это предприятие подразумевает также переработку продукции, в отличие от проекта «Манго», который будет явно ориентирован на перевалку фруктов и овощей.
Руководитель проектов коммерческой недвижимости компании «Сота» Дмитрий Шерешевский пояснил, что если группа «Манго» будет строить качественные складские помещения, то общий объем вложений в весь проект может составить свыше $180 млн. «Только в приобретение земельного участка площадью 15 га в Рамонском районе, если сделка будет проходить по среднерыночной цене, компании придется вложить около 500 млн руб.», – подсчитал господин Шерешевский. По его оценке, срок окупаемости проекта «Манго» может варьироваться от 90 до 130 месяцев.
Директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Вячеслав Холопов, исходя из заявленного грузооборота логистического комплекса, предположил, что стоимость квадратного метра проекта будет составлять около $600. Таким образом, инвестиции в первую очередь составят лишь $18 млн, а в целом, с учетом дальнейшего расширения и роста грузопотока, вряд ли превысят $50 млн. «Конечно, если компания намерена построить складские комплексы класса „А“, объем вложений потребуется гораздо больший, – пояснил эксперт. – Однако такой большой годовой оборот возможен лишь в случае строительства логистического центра, рассчитанного на скорую, почти мгновенную продажу продукции, а склад фактически является перевалочным пунктом. Исходя из такой концепции инвестор, вероятно, построит примитивные склады, с полами нулевого уровня». Эксперт уточнил, что на участке в 15 га площадь складских помещения может составить около 75 тыс. кв. м. «Оптимальный расчет для такой площади – 25 клиентов или 25 ворот для подъезда машин. Однако, судя по названным параметрам проекта, ворот там будет гораздо больше, что может привести к хаосу и низкому качеству обслуживания, а также другим проблемам», – резюмировал эксперт.
Коммерсантъ-Воронеж, №171 от 14.09.2011
|