Правительство РФ недавно официально объявило о первых итогах урожая и данных об экспорте российского зерна в текущем сельхозгоду (01.07.2011–01.07.2012). По прогнозам, он достигнет докризисного уровня. Для участников транспортного рынка это означает возобновление старых проблем: нехватку пропускной способности инфраструктуры на подходах к портам, дефицит вагонов и высокую тарифную составляющую.
К середине сентября было собрано 74,1 млн т зерновых, что оказалось на 2% больше показателей за этот же период в благополучном 2009-м. В августе на экспорт было поставлено 3,2 млн т пшеницы. Всего же, после того как правительство 1 июля этого года отменило эмбарго на экспорт, уже вывезено 7,2 млн т. По результатам этих данных власти сделали вывод о том, что первоначальные ожидания на урожай в объеме 90 млн т полностью оправдаются. С учетом переходящих запасов, резервов государственного интервенционного фонда, а также прогноза по уборке оставшихся площадей собранные объемы позволяют полностью обеспечить потребности страны и восстановить экспортный потенциал. Речь идет о 20 млн т, которые Россия смогла вывезти накануне засушливого неурожайного 2010 года.
Динамичный взрыв во внешних отправках произошел, как и следовало ожидать, сразу после снятия запрета. В июле – августе 2011 года вывоз достиг 1,6 млн т против 1,3 млн т в июле – августе 2008-го. «После отмены эмбарго резко изменилась логистика, стал ощущаться дефицит парка», – замечает генеральный директор компании “ОТК” Татьяна Смирнова.
География перевозок кардинально изменилась, это заставляет оперативно реагировать и строить новые логистические схемы, а интенсивность и направления отправок на экспорт в дальнейшем будут зависеть от того, получится ли справиться с транспортным коллапсом в портах, уверены участники рынка.
В конце августа ОАО «РЖД» уже было вынуждено ввести конвенцию в адрес порта Новороссийск из-за возникшей там пробки из вагонов с зерном. Ограничения были объявлены «в связи с массовым поступлением вагонов-зерновозов и во избежание дальнейшего накопления и непроизводительного простоя вагонов в ожидании выгрузки», сообщила компания. «По состоянию на 17 августа на дороге скопилось более 3 тыс. вагонов с зерном назначением на станцию Новороссийск. После окончания действия ограничения на экспорт трейдеры заявляют к перевозке через станцию Новороссийск по 500–600 вагонов в сутки, что практически в два раза превышает перерабатывающие способности перегрузочных комплексов. Несмотря на это и зерновой терминал, и комбинат хлебопродуктов подтвердили грузоотправителям прием всех заявленных объемов. В итоге сложилась ситуация, при которой ежесуточная отгрузка значительно превышает выгрузочные возможности грузополучателей», – рассказали специалисты СКЖД. При этом имеющиеся комплексы по переработке зерновых грузов на припортовых станциях Азов, Таганрог, Ейск и Заречная практически не используются, подчеркивают в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД».
Впрочем, благодаря принимаемым мерам в первой декаде сентября ситуация улучшилась. «Количество брошенных поездов сократилось в два раза. Это позволило 7 сентября отменить ограничение на погрузку зерна в адрес ОАО «Новороссийский зерновой терминал». Кроме того, в целях выполнения государственных контрактов на поставку зерна разрешена погрузка в Иорданию и Ирак назначением на ст. Новороссийск в адрес ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», – рассказал начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов.
Затоваривание в ключевом порту лишний раз продемонстрировало, что перспективы вывоза созревшего урожая, как обычно, не слишком радужны. Дело в том, что собранный на данный момент объем в европейской части России уже превышает валовый сбор за 2010 год, а в Сибири только начинается осенняя страда. Так, по оценке специалистов, сегодня урожай зерновых на корню составляет 94 млн т, по их же прогнозам, сельхозпроизводители соберут около 90 млн т. Запасов интервенционного фонда – на 6,7 млн т (некоторый объем находится там даже с 2005 г.). Ежегодная потребность страны составляет 67,4 млн т, а разумный запас – около 13 млн. Получается, что с отечественного рынка надо вывезти порядка 30 млн т, а экспортеры говорят, что смогут продать 22–25 млн т.
Одновременно на зерновом рынке наблюдается возникновение прежних проблем: высокие тарифы, нехватка зерновозов, дефицит провозных возможностей РЖД. Так, при стоимости 3,5 тыс. руб. за тонну издержки транспортировки, скажем, красноярской пшеницы в Центральную Россию составляют 3,2 тыс. руб. за тонну. «Не всем грузовладельцам удается решить проблему вывоза зерна путем использования автотранспорта. А в ценообразовании значительную роль может сыграть сложившийся дефицит парка зерновозов. В данный момент мяч снова на стороне операторов и собственников вагонов, что отразится на стоимости их услуг – тарифы будут расти», – отмечает Т. Смирнова.
РЖД-партнер от 21.09.2011
|