Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

Невское время: Белгород Курску – не товарищ… (продолжение)

4-е октября 2011г.

Почему в двух соседних российских регионах и даже в двух соседних деревнях наши люди живут так по-разному?

Белгородская и Курская область – ближайшие соседи. Оба региона расположены в Центральной черноземной зоне России – на самой благодатной почве. Площадь пашни у соседей примерно одинаковая, территория и население – тоже. А вот бюджет Белгородчины почему-то почти в два раза богаче. И зарплата тут в полтора раза выше. Это если объективно. А если субъективно, то разница и вовсе поразительная. Результаты социологического опроса, проведенного по всей стране, показали, что жители Белгородской области весьма довольны положением дел в своем регионе (первое место по России!), а Курской – категорически нет (78-е место!). Как так получилось? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент газеты "невское время" и отправился по маршруту Белгород – Курск.

Состояние дорог и сельского хозяйства, общая ухоженность региона и настроение людей – по всем этим показателям Белгородская область действительно превосходит соседей из «соловьиного края». И это благополучие белгородцы связывают не только с собственным трудолюбием и плодородной почвой, но и с фигурой губернатора Евгения Савченко, который руководит регионом уже 18 лет. Крупные инвесторы благодарны ему за то, что власть без проволочек подводит к их новым стройплощадкам все коммуникации и предоставляет налоговые послабления. Тысячи крестьян во многом обязаны своим успехам субсидиям по программе «Семейные фермы Белогорья», а рядовые белгородцы благодарны исполнительной власти за спокойствие и безопасность на улицах.

Словом, исследование на тему «Кому и почему на Руси жить хорошо» было бы неполным без бесед с руководителями регионов.

С Евгением Савченко корреспондент без проблем встретился в первый же день своей командировки. А вот пресс-служба Александра Михайлова, губернатора Курской области, сославшись на занятость Александра Николаевича, вызванную подготовкой к предстоящему съезду «Единой России», рекомендовала «НВ» в качестве собеседника «экономического» вице-губернатора (председателя комитета по экономике и развитию) Виктора Куликова. Продолжая наше «параллельное» исследование, я задал чиновникам одни и те же вопросы.

– Согласны с результатами исследований, которые по качеству жизни ставят Белгородскую область на 9-е место в стране, по оценке населения положения дел в своем регионе – на 1-е, а Курскую – на 25-е и 78-е соответственно?

Евгений Савченко: – Быть в лидерах всегда приятно, но мы не обольщаемся и не считаем свой регион эталонным. Нам есть куда расти.

Виктор Куликов: – Естественно, 25-е место мне больше нравится – оно более соответствует истине. А вот 78-е вызывает очень сильные сомнения. Неизвестно, кто и где опрашивал жителей, по какой методике. Признаться, все эти рейтинги нам порядком надоели. По такому важнейшему показателю, как среднедушевые доходы населения, мы занимаем второе место в Центрально-Черноземном регионе, уступили только Белгородской области. А вы говорите – 78-е место…

– Что лично для вас является критериями «качества жизни»?

Е. С.: – Это ощущение, что ты востребован, что всегда найдешь справедливое отношение к себе как в органах власти и полиции, так и во взаимоотношениях с соседями. Для того чтобы чувствовать себя счастливым, не обязательно ездить на «мерседесе». Достойное качество жизни – это дружная семья, доброжелательные земляки, хорошая экология, ощущение справедливости. Это понимание того, что ты живешь в среде, в которой можешь состояться и как собственник. Но без поддержки местных властей добиться этого – например, построить дом – людям с не очень высокими доходами непросто.

В. К.: – Главный критерий качества жизни – это уровень доходов и то, что вы можете на эти доходы купить. Это количество и качество услуг, которые вы можете позволить себе на свою зарплату. Говоря о качестве жизни, отмечу, что в Курской области одни из самых низких тарифов ЖКХ в России. Один из важнейших показателей – доступность жилья. В Курске стоимость квадратного метра на первичном рынке составляет 27 тысяч рублей, а в Белгороде – 39 тысяч. При сопоставимых средних зарплатах.

– Как оцените состояние областной экономики по сравнению с показателями советской эпохи? Большинство регионов России до сих пор не может достичь показателей советского периода…

Е. С.: – Пока страна догоняет сама себя, мы ушли вперед. Сельское хозяйство Белгородчины удалось перевести на конкурентоспособные экономические рельсы еще в 1990-х. В советские времена Белгородская область производила 50 тысяч тонн мяса (и при этом была одним из лидеров отрасли). А в прошлом году мы одной только свинины произвели 1 миллион тонн – в 20 раз больше, чем 20 лет назад!

В. К.: – Мы уже превзошли советские показатели по валовому сбору зерна и картофеля, но пока проигрываем по молоку и мясу. В следующем году с вводом новых комплексов произойдет удвоение объемов по производству мяса птицы и утроение – по производству свинины. Белгородского миллиона мы не достигнем, но к результату соседей здорово приблизимся.

– Один из самых главных активов вашей территории – плодородная земля. Используете этот актив по максимуму?

Е. С.: – Еще Столыпин сказал: «Земля – это власть». Государство в лице областной администрации контролирует свыше 50 процентов земель сельскохозяйственного назначения. Это наш главный ресурс и резерв. После распада СССР региональные власти раздали крестьянам земельные паи, а потом, воспользовавшись правом «первой ночи», выкупили их обратно. Государственная земля на Белгородчине находится не в спекулятивном обороте, как это чаще всего происходит в России, а сдается арендаторам на длительный срок – не менее 15 лет. Но не каждому встречному, а только тем, кто реально инвестирует в землю. Арендная плата за гектар у нас символична – эквивалентна стоимости одного центнера зерна. Главное, чтобы была отдача с каждого участка. Вот почему за несколько последних лет местные предприниматели вложили в АПК свыше 100 миллиардов рублей. Другая же половина белгородской земли принадлежит крестьянам и тоже находится в сельхозобороте. Бесхозной земли в регионе попросту нет.

В. К.: – Бесхозная земля в Курской области имеется, но по сравнению с показателями конца 1990-х ее осталось немного. В 1996–2000 годах при губернаторе Руцком до 30 процентов пашни были заброшены и выведены из сельхозоборота. Александр Владимирович оставил региону тяжелое наследство. В год его ухода доходная часть бюджета составляла всего 4,5 миллиарда рублей, а долги превышали 2 миллиарда. В экономических рейтингах той поры область занимала 70-е и даже 80-е места по России. Так что нынешнее 25-е место не огорчение, а радость. Слишком разные в начале века у нас были исходные позиции по сравнению с той же Белгородской областью.

– Бич российской экономики – дефицит рабочих мест в реальном секторе. Как с этим обстоит дело у вас?

Е. С.: – У нас проблемы безработицы вообще не существует: есть локальная безработица, как в селе Береговом, где вы побывали, но в целом по региону наблюдается профицит рабочих мест. Одной только кондитерской фабрике в Старом Осколе требуются около 500 человек на зарплату в 20 тысяч рублей. Новые вакансии приходится заполнять за счет мигрантов.

В. К.: – На биржах труда – 9 тысяч безработных. И 6 тысяч вакансий, в основном в бюджетной сфере и с не очень большой зарплатой. Но в 2011–2012 годах войдут в эксплуатацию пять свиноводческих и три молочных комплекса, которые создадут около 2 тысяч новых рабочих мест. Так что проблему безработицы мы в основном решим уже в следующем году.

– Как вы решаете проблему мигрантов, межэтнических отношений?

Е. С.: – Крупных, а тем более системных, межэтнических конфликтов в нашей области нет, хотя отдельные инциденты и случались. Этот вопрос очень болезненный, так как мультикультурная идея провалилась и в Европе, и в России. Для решения этих проблем нужны свежие идеи. Я, например, уверен, что все жители нашей страны должны стать русскими. Ведь во время Великой Отечественной войны азербайджанцы, евреи, узбеки или якуты шли в атаку с боевым кличем: «Русские не сдаются!» – а не, скажем: «Узбеки не сдаются!» В моем понимании национальная политика должна стать такой, чтобы все в нашей стране чувствовали бы себя не россиянами, а именно русскими: русский чеченского происхождения, русский татарского происхождения и так далее. Очень точно сказал об этом поэт Кайсын Кулиев: «Я русский сын калмыцкого народа». Мы должны дать понять всем – и мигрантам из стран СНГ, и жителям Кавказа, – что русские сегодня являются цементирующей нацией, удерживающей государство. Ведь ослабеют русские – и у других народностей России не будет исторической перспективы. Но, к сожалению, не все народности, населяющие нашу страну, понимают важность ассимиляции в русскую социальную и культурную среду. Отсюда и межэтнические конфликты. Мы в своем регионе работаем со всеми диаспорами, но ставим жесткое условие: мигранты, ведущие себя на Белгородчине вызывающе, не вписывающиеся в традиционный уклад, мягко, но немедленно депортируются. И такие случаи были.

В нашу область ежегодно приезжают от 18 до 25 тысяч человек. 60 процентов – переселенцы из других районов России, в основном северных. Мы заинтересованы в таких людях – северяне приезжают с деньгами, активно строятся и хорошо вписываются в традиционный уклад. 40 процентов – мигранты из ближнего зарубежья. При этом приезжающие из республик бывшего СССР – это на 90 процентов русские, украинцы и белорусы. Прямо влиять на миграционный процесс власть не может, но мы ставим работодателем твердое условие: Средняя Азия – в последнюю очередь. И если уж пригласили таджиков – будьте добры обеспечить им приличные бытовые условия и гигиену. При этом мы не поощряем наем южан в такие психологически важные сферы, как торговое обслуживание, образование, перевозка пассажиров. Работодатели прекрасно об этом знают, и вы не найдете в Белгороде ни одного шофера маршрутки, который говорил бы по-русски с акцентом. Стройка – другое дело: здесь мигранты не вступают с контакт с местными жителями. Так что южане работают на Белгородчине только на стройках.

В. К.: – У нас приезжие коренных жителей не напрягают, ведут себя скромно. Крупных межэтнических столкновений на моей памяти в регионе не было. Мигранты боятся депортации, поэтому и не задирают местных. Официальных мигрантов с юга в области немного: 2,5 тысячи человек. Почти 80 процентов приезжего трудового массива работает на стройках и только 15 процентов на рынках.

– Как оцените состояние правоохранительных органов региона?

Е. С.: – Милицию или полицию не сделать за один день хорошей. Это вопрос традиций, которые сложились на конкретной территории. Жители нашей области своим правоохранительным органам, которые на 99 процентов состоят из местных парней, доверяют. Мы постоянно напоминаем людям в форме, чтобы они вели себя с населением вежливо и корректно. А если замечаем, что сотрудник полиции проявляет экономический интерес к какому-либо объекту, расстаемся с такой паршивой овцой мгновенно и без сожаления. Бизнес о нашей принципиальной позиции знает и при малейших намеках на вымогательство идет за справедливостью в областную администрацию. Рэкетом в нашем регионе заниматься чревато.

В. К.: – Куряне доверяют своей полиции, она работает эффективно. Наша область никогда не входила в число криминогенных регионов, но результаты профилактики и оперативной работы полиции даже за восемь месяцев текущего года вызывают уважение. Общее число преступлений снизилось на 7 процентов, уличная преступность – на 12, количество тяжких и особо тяжких правонарушений – на 10 процентов. И их раскрываемость превышает 90 процентов – это лучший показатель в Центральном федеральном округе.

кстати

А цены-то у соседей одинаково низкие…

При всех различиях цены и тарифы в Белгородской и Курской областях практически одинаковы. Общественный транспорт и в Курске, и в Белгороде перевозит горожан по весьма доступным тарифам – 8–10 рублей. Самое удивительное, что и проезд в коммерческой маршрутке стоит ту же десятку. И перевозчики работают с прибылью! Сразу вспоминаются постоянные жалобы владельцев коммерческих маршрутных сетей в Петербурге на слабую рентабельность их бизнеса при тарифе 30 рублей…

– Из Питера? Да я только полгода назад вернулся оттуда с заработков, – охотно вступает в контакт шофер белгородской маршрутки. – Работал у вас на маршруте Колпино – Купчино. Вставать приходилось в 4.30, а в съемный угол возвращался я только в 11 вечера. Перед каждой сменой сдавал бригадиру 7000 рублей. И его не интересовало, ездил ты вчера в минус или сломался – плати. На руки в Питере выходило что-то около 35 тысяч рублей, из них отдавал 7 тысяч за комнату и много расходовал на еду-сухомятку. Порулил три месяца и решил – пусть другие ишачат на таких условиях. В Белгороде у меня выходит 18–19 тысяч при ежедневном «оброке» в полторы тысячи, а живу я лучше, чем при 35 тысячах в Питере.

Очень невелики по петербургским меркам и в Белгороде, и в Курске цены на хлеб (10–16 рублей) и местный картофель (на рынке можно сторговаться на 8–9 рублей за килограмм, а на трассе она продается за 5–6).

И только ценники на мясо и молоко неприятно удивили. Белгородчина буквально завалила и себя, и соседей первосортными курами и свининой, однако вырезку дешевле 250 рублей здесь не купишь. А молоко, которое фермер Виктор Семикопенко из Краснояружского района Белгородской области, как и тысячи его коллег, продает оптовикам по 10 рублей литр, в магазинах стоит 30–40 рублей. Почему такое происходит?

– Отпускная цена нашего бройлера – 69 рублей за килограмм, а в рознице она повышается сразу на 30 процентов, – говорит менеджер холдинга «БЭЗРК-Белгранкорм» Владимир Саенко. – Дешевле 90 рублей не купишь.

– Торговые сети сейчас всемогущи, приструнить их не может никакой административный ресурс вместе с антимонопольной службой, – соглашается с конкурентом Наталья Королькова, гендиректор мясоперерабывающего завода в хуторе Крапивенские Дворы. – Аппетиты торговли просто раздражают. Рентабельность нашего трудоемкого производства, например, не превышает 7 процентов. 10 процентов прибыли для нас – несбыточная мечта, а торговля даже 20 процентов накидки на ровном месте, из воздуха считает плохим бизнесом – прибавляет 30.

резюме

У курян появилась спортивная злость

Жители Белгородчины экономически активного возраста, особенно фермеры, уверены в завтрашнем дне: работа – есть, дотации на покупку корма для скота – пожалуйста, асфальтовые подъездные пути к семейной ферме за счет бюджета – нет проблем, газификация – повсеместная. Свое благополучие жители области связывают прежде всего с деятельностью губернатора Евгения Савченко, который родился и вырос в белгородской глубинке.

– Не надоело вам за 18 лет губернаторство, – спросил корреспондент НВ у Евгения Степановича. – Что дает мотивацию?

– Власть не должна быть скучной, – после паузы отвечает Савченко. – Людей надо постоянно удивлять добрыми делами, добрыми поступками. Когда губернатор не сходит с экранов, много обещает, но ничего не делает, это плохо. Власть должна быть незаметной, но при этом приятно удивлять население.

Администрация Белгородской области удивляет не только местных жителей, но и переселенцев, особенно северян. Из последних новшеств – льготные кредиты на индивидуальное строительство. Сам же участок в 15–20 соток неподалеку от областного центра со всеми инженерными коммуникациями стоит 50–70 тысяч. Не евро – рублей.

В Курской области дела обстоят похуже. И дороги станут такими же, как у соседей, еще не скоро, и с газом проблемы. Но положительные сдвиги, особенно по сравнению с «периодом Руцкого», о котором с раздражением вспоминали почти все собеседники «НВ», налицо: на основных региональных дорогах ухабы уже исчезли. С полной газификацией есть прогресс: чувствуется стремление руководителей региона не только жаловаться на «разные стартовые условия по сравнению с Белгородской областью».

Вице-губернатор Курской области морщился, когда я то и дело ставил в пример более успешных соседей. И в его ответах чувствовалась спортивная злость.

…В целом же из Центрального Черноземья корреспондент НВ уехал оптимистом: по сравнению с перекошенными избами в Ленинградской области в новгородской или псковской глубинке дома даже в курской глухомани выглядят прилично, а земля обрабатывается гораздо эффективнее.

Невское время от 01.10.2-11





.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020