"Россия не будет в этом году закупать сахар, а скорее всего, начнет экспортировать его", - заявил на селекторном совещании по организации перевозок сельхозпродукции первый вице-премьер Виктор Зубков. Однако грандиозным планам пока мешают проблемы с поставками и переработкой сахарной свеклы. При этом дефицит производственных мощностей и железнодорожных вагонов отразился также на зерне и другом продовольственном сырье.
У агропромышленного комплекса России две беды - неурожай и урожай. И, если намолоты, привесы и надои в последние два года сократила аномальная засуха, то в этом году виновниками рискуют стать чиновники из регионов и профильных ведомств. Стоит отметить, что финансовые вливания из федерального бюджета и обильные дожди нынче создали благоприятную ситуацию по всем видам сельхозкультур. Прогнозируется получить 90-92 миллионов тонн зерна, 1,5 миллиона тонн сои, более 6 миллионов тонн кукурузы, 8 миллионов тонн подсолнечника и более 40 миллионов тонн сахарной свеклы. Это, в общем, рекорд для последних лет в сельском хозяйстве России.
Однако, аграрии ряда регионов пожаловались первому вице-премьеру, что пока не получается эффективно использовать собранный урожай. Блеснул на селекторном совещании, разложив ситуацию по полочкам, первый замгубернатора Курской области. Он рассказал, что переработать полученный урожай свеклы курчане могут и сами (чем, кстати, не могут похвастаться в других регионах страны). Но вот беда - Курская область нуждается в 1,5 тысячах вагонов, чтобы снабдить сахаром внутренний и внешний рынки, а пока получила только 750. "Склады в области заполнены на 95 процентов. Из-за недостатка вагонов и переполнения складов некоторым сахарные заводы могут работать еще в течение недели, не более", - пожаловался замгубернатора Курской области Александр Зубарев. А, если свеклу во время не смогут принять заводы, просто сгниет урожай.
Не хватает вагонов и для перевозки зерна. Например, рекордный урожай зерновых - 2,5 миллиона тонн в этом году получили в Курганской области. "Однако мощности наших предприятий по переработке и хранению рассчитаны на 1 миллион 100 тысяч тонн. Прошлый урожай хранится в пределах 300 тысяч тонн, свободные емкости - 750 тысяч. Более 1,5 миллиона тонн находится в хозяйствах. 100 тысяч тонн размещено на открытых площадках, погода не очень хорошая, зерно переувлажняется", - привел пример из сельскохозяйственной арифметики первый замгубернатора Курганской области Сергей Жданов. Особенно вопиющим этот факт выглядит на фоне того, что Курганская область в этом году готова экспортировать продовольственную пшеницу, и правительство России в 2 раза снизило для этого железнодорожный тариф. В целом федеральная власть дала льготы на перевозку зерна из Сибири, как внутри страны, так и за ее пределы. Также правительство установило льготный тариф на транспортировку сои и соевого шрота из регионов Дальнего Востока в Центральную Россию. "Андрей Николаевич (замминистра транспорта Недосеков - ред.), вам лично надо ежедневно заниматься проблемами, которые накопились с переработкой, перевозкой сахарной свеклы и всего, что связано с самим сахаром - это важнейший социальный продукт. Прошу ежедневно докладывать в правительство, как вы будете решать накопившиеся проблемы", - не выдержал Виктор Зубков.
Кроме того первый вице-премьер дал поручение Федеральной антимонопольной службе взять на контроль все случаи необоснованного завышения тарифов на перевозку других видов сельхозпродукции - на это тоже жаловались производители. Виктор Зубков предположил, что власти в регионах просто не хотят портить отношения с коммерческими компаниями, поэтому допускают завышение тарифов. Досталось и регионам, которые вместо 24 часов тратят по двое-трое суток на погрузку и разгрузку сельхозпродукции, превращая вагоны в склады. "Чем меньше будет затрачиваться времени на разгрузку вагонов, тем больше будет их поступать. С регионами, которые нарушают нормативы выгрузки, будем ругаться серьезно", - предупредил Виктор Зубков.
Отдельное поручение было дано Минсельхозу. Ведомство вместе с компаниями-перевозчиками должно сформировать ежесуточный сетевой график подачи вагонов, обеспечить бесперебойность и ритмичность поставок грузов. "Доступ к железнодорожной инфраструктуре должны иметь как крупные агрохолдинги и трейдеры, так и малые формы хозяйствования. Это очень важно", - подчеркнул Зубков.
Первый вице-премьер пообещал через две недели провести еще одно селекторное совещание в таком же составе, чтобы проконтролировать решение проблем. При этом владельцев сахарных заводов, которые ограничивают прием сахарной свеклы, в правительстве должны выслушать уже в этот понедельник.
Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский позже сообщил журналистам, что ведомство подозревает РЖД и ее "дочек" Первую и Вторую грузовые компании (ПГК и ВГК) в необоснованном завышении тарифов на грузовые перевозки, а также в отказе поставлять вагоны. По этому поводу в конце сентября ФАС возбудила дело, и первое заседание состоится 27 октября.
Как уточнил журналистам источник в аппарате первого вице-премьера, Россия может экспортировать сахар-сырец, который ранее закупала за рубежом. Из собранного урожая в этом году может быть выработано 5 миллионов тонн белого сахара. Переходящие запасы оцениваются в 2 миллиона тонн, а внутренняя потребность страны в сахаре составляет 5,6 миллиона тонн.
Российская газета от 21.10.2011
|