Проблемы у российского лизинга нарастают. В дополнение к угрозе отмены ускоренной амортизации добавилось негативное отношение со стороны судебной системы. Суды стали массово выносить решения, обязывающие лизинговые компании вернуть недобросовестным лизингополучателям часть уплаченных платежей в случае досрочного расторжения договора. Много проблем у лизинговых компаний с возвратом имущества и наложением обеспечительных мер. Нерешенных вопросов у отрасли сейчас так много, что непонятно, как лизинг еще жив в условиях такого делового климата. Об этом шла речь на "круглом столе" в Госдуме "Лизинг как инструмент модернизации экономики. Сдерживающие факторы и проблемы".
По словам Анатолия Аксакова, главы Ассоциации региональных банков России (АРБР), проблемы, с которыми лизинговая отрасль столкнулась в настоящее время, ставят под сомнение сам этот вид деятельности, который крайне необходим нашей стране для решения задач модернизации страны, развития инвестиционной деятельности.
Основная угроза - возможная отмена ускоренной амортизации. Скорее всего, со следующего года это действительно произойдет. Еще летом минфин четко обозначил свою позицию: коэффициент ускорения надо отменять и оставить его лишь для определенных видов оборудования. И сейчас, по словам участников встречи, минэкономразвития формирует списки оборудования, для которого будет сохранена ускоренная амортизация.
Таким способом государство пытается переориентировать лизинговые компании на работу с промышленным оборудованием, но госчиновники не совсем, видимо, понимают, какой удар по отрасли это может нанести. Расчеты представил Алексей Киркоров, финансовый директор компании "Сбербанк Лизинг". Если ускоренная амортизация будет отменена не только для нового, но и для текущего портфеля, лизинговые компании (ЛК) оказываются в катастрофической ситуации, считает он. "Сокращение амортизации при неизменной выручке составит примерно 90 млрд рублей в год для всего рынка. В результате ЛК придется выплатить 82 млрд дополнительного налога на прибыль за срок сделок, а это по сути 8% от суммы всех кредитов, привлеченных лизинговыми компаниями, и вдвое превышает все возможное вознаграждение ЛК. У компаний таких денег нет.
Поэтому действующие контракты ни в коем случае нельзя трогать", - уверены в "Сбербанк Лизинг". Отмена ускоренной амортизации для новых сделок по расчетам приведет к сокращению рынка на треть. "При объеме рынка более триллиона рублей в год объем лизинговых сделок сократится на 300 млрд руб. в год, что в общей сложности за счет всех недополученных налогов приведет к потерям бюджета до 41 млрд руб. в год", - сообщает Алексей Киркоров.
Следующая угроза пришла со стороны судебной системы. Во-первых, судьи решили, что лизинговые компании незаконно обогащаются и поэтому при расторжении договоров с недобросовестными клиентами обязаны возвращать часть авансового платежа и выкупной стоимости. Как "незаконно обогащается" "Лизинговая компания КАМАЗ", рассказала ее гендиректор Альфия Когогина: "В 2008-2010 годах мы изъяли 1066 единиц техники. По этим договорам компания получила 1,576 млрд руб. дохода. Наши затраты на ее изъятие (в том числе уплаченные налоги с начисленных, но не полученных доходов, проценты по кредитам, страхование имущества, ОСАГО, хранение, перегон, услуги оценщика и т.д.) превысили доходы на 83 млн рублей. Мы получили убыток по этой отдельно взятой деятельности по изъятию - 78 тыс. руб. на каждый автомобиль. Такое вот необоснованное обогащение".
Во-вторых, суды отказывают в наложении обеспечительных мер, например, таких как хранение (это позволяет уберечь лизинговое имущество от порчи, продажи, нещадной эксплуатации на время судебного разбирательства с неплательщиками). Бывает, что меры накладываются, но и в этом случае имущество на хранение не передается. В исполнительном производстве есть только мера "передачи на хранение изъятого и арестованного имущества". Если в исполнительном листе написано "передача на хранение", но нет "арестовать и изъять", судебные приставы с этим имуществом ничего сделать не могут. Поэтому эта норма - наложение обеспечительных мер - в настоящее время вообще не действует.
В результате лизинговые компании получают от неплательщиков вместо своего имущества рожки да ножки, поскольку судебные разбирательства плюс процесс изъятия длятся годами. "На получение решения суда у нас уходит от 6 до 12 месяцев. Год автомобиль "КамАЗ" 24 часа в сутки, не выключая двигатель, перевозит грузы, помогая лизингополучателю получать доход. А с неполучаемых лизинговых платежей мы 12 месяцев платим налоги. Дальше мы изымаем предмет лизинга - на это у нас уходит 7 месяцев", - подтверждает Альфия Когогина.
"Сама возможность изъятия - это очень весомый аргумент в пользу лизингодателей в переговорном процессе с недобросовестными лизингополучателями. Если сейчас лизингополучатели поймут, что техника ни при каких обстоятельствах не будет изъята и что они могут получить необоснованный возврат в виде выкупной стоимости, риски лизинговых компаний возрастут. Риски - это деньги, мы увеличим цену лизинга, и он будет в меньшей степени инструментом модернизации", - предупреждает гендиректор "Лизинговой компании КАМАЗ".
Чтобы решить проблему, по мнению Анатолия Аксакова, необходимо законодательно разрешить обращать взыскание на предмет лизинга по исполнительной надписи нотариуса, прописав весь порядок такого изъятия. Также надо законодательно установить уголовную и материальную ответственность за нанесение ущерба лизинговому имуществу после обращения взыскания, считает глава АРБР. "Если одновременно с исполнительной надписью нотариуса будет применяться предварительная обеспечительная мера, например, помещение предмета лизинга на склад временного хранения, то это позволит защитить интересы лизинговых компаний", - добавляет Татьяна Каменская, управляющий партнер "Каменская и партнеры".
Проблему возврата неплательщику части его платежей при расторжении договора участники рынка советуют решить так: "Предмет лизинга в момент передачи его лизинговой компании оценивается. Исходя из этой стоимости погашаются все затраты ЛК, связанные с возвратом предмета лизинга, а все что осталось, возвращается лизингополучателю. Это и будет та самая объективная выкупная цена, которая должна быть. Если же этого предмета лизинга недостаточно - ответственность лизингополучатель продолжает нести". И этот механизм вполне можно прописать в законе о лизинге.
"Мы не хотим каких-то преференций для лизинговых компаний, в том числе и в судебной практике, мы просто хотим неких четких, понятных и стабильных правил игры, которые позволили бы заранее прогнозировать и просчитывать риски лизинговых компаний, что в настоящих условиях невозможно", - заявили участники встречи.
Российская газета от 25.10.2011
|