В Воронежской области, как и в целом по стране, урожай-2011 свёклы стал поистине рекордным. Во многих хозяйствах аграриям удалось получить с одного гектара более 400 центнеров сладкого корня. Однако вслед за этой хорошей новостью последовала другая: очереди на пунктах приёма свёклы увеличились в разы. Сахарные заводы при всём своём желании оказались не в состоянии переработать вал поступающего сырья в привычные сроки.
Ноябрь на пороге, а значительная часть урожая сахарной свёклы по-прежнему в полях. Более того, есть немало предпосылок к тому, что она там и останется. В крайнем случае – пойдёт на корм животным.
Вот такая оборотная сторона небывалого, по утверждению сельхозпроизводителей, урожая сладкого корня.
Свеклопроизводители начали бить тревогу ещё в начале сентября, когда стало ясно, что продать всю выращенную продукцию в привычные сроки не удастся. Отчаявшись, они пытались было обвинить во всех грехах заводы, якобы умышленно занижающие нормы приёма сырья в надежде сбить цену, но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отреагировала быстро. Проведённые проверки не обнаружили в действиях сахарных заводов признаков нарушения законодательства.
Более того, в официальном заявлении ФАС России было отмечено, что в отдельных регионах, включая Воронежскую область, сахарные заводы работают с полной загрузкой, а в некоторых случаях – даже с превышением проектной мощности.
- В этом году на наших заводах достаточно напряжённая ситуация с приёмкой сахарной свёклы, - рассказывает генеральный директор управляющего несколькими сахарными заводами в Воронежской области ООО «АПК-Консалт» Виталий Круглик. – Пункты приёма работают круглосуточно, и на некоторых объём суточной переработки превышает расчётный. Это связано с резко возросшим количеством выращенного в 2011 году сырья при неизменных возможностях переработки заводов.
К сожалению, далеко не все свеклосдатчики соглашаются отказаться от привычных условий работы. Наблюдавшийся в течение последних пяти лет дефицит сырья избаловал поставщиков, позволил забыть о заботах по организации хранения выращенного урожая в поле.
Отказываясь признать очевидные факты, некоторые стремятся «продавить» ситуацию, привлекая прессу, выискивая выходы на районную, областную и даже на федеральную власть. В итоге немало времени тратится на разговоры с обиженными сельхозпроизводителями и их ходатаями. Разговоры, увы, малопродуктивные и бессмысленные.
Как поясняют наши эксперты, обычный цикл копки свёклы – 60-70 дней. Два месяца – с сентября по ноябрь, как правило, до первых заморозков, - основное время уборки урожая. Соответственно приближен к этим срокам и период работы сахарных заводов. В нормальном режиме это 110 - 130 дней - как у нас, так и во всех остальных странах, производящих сахар из сахарной свёклы. Из них около 70 дней предприятие перерабатывает сырьё, поступающее прямо из-под комбайнов, ещё около 20 дней - размещённое на заводском свеклоприёмном пункте. После этого начинает перерабатывать сахарную свёклу, хранящуюся в поле в так называемых кагатах.
Так вот, именно технология полевого хранения сырья (кагатирования) и является главным инструментом, позволяющим добиться равномерной загрузки сахарных заводов и обеспечить достаточно длительный период их работы. Грамотное его применение позволяет производителям сырья минимизировать потери при хранении свёклы и спокойно ждать своей очереди в реализации высокорентабельного продукта.
Рассмотрим нынешнюю ситуацию.
Урожай увеличился в разы. Однако производственные мощности сахарных заводов остались те же. Так же, как и ранее, они могут принять с последующим размещением на приёмных пунктах определённый объём продукции. Избытки свёклы надо где-то хранить. И позаботиться об этом в первую очередь должны были сами производители сырья.
- Мы, со своей стороны, говорили об этом аграриям неоднократно, - продолжает Виталий Круглик. - В течение года проводили семинары, на которых убеждали селян осваивать технологии хранения свёклы до отправки на переработку, рассказывали о собственном опыте кагатирования и опыте зарубежных предприятий. Нужно отдать должное: многие прислушались. Уже в июне было понятно, что срок переработки урожая - 2011 увеличится, и об этом открыто и много говорили вплоть до начала копки.
Вообще, подготовку к приёмке сырья мы начали ещё в октябре 2010-го, когда предложили всем потенциальным свеклосдатчикам заключить предварительные договоры о поставке на завод. Ряд наших партнёров так и поступили.
Но многие этого не сделали и объявились только в конце лета, а некоторые - и ещё позже. Причина нехитрая - хотели «спекульнуть», то есть предложить один и тот же объём свёклы нескольким заводам одновременно в надежде выбрать наиболее интересные условия. Желание понятное, однако разумный хозяин оставляет для такого рода экспериментов не более 10 процентов от общего объёма урожая, а никак не весь.
Запоздалые свеклосдатчики в основном и создали ажиотаж на рынке переработки сырья. По самым оптимистическим прогнозам, сдать полученный урожай они смогут не ранее декабря. К сожалению, таковы реалии сегодняшнего дня.
Образно говоря, труба, через которую должно быть пропущено строго определённое количество свёклы, не может стать шире, несмотря на директивные указания и гневные репортажи. Это – очень важный нюанс, который ещё раз подчёркивает необходимость освоения технологии кагатирования, которая в данном случае может стать единственным шансом на спасение урожая.
К слову, специалисты сахарных заводов заявляют, что готовы помочь аграриям техникой, технологией, научить, как правильно сформировать кагат в поле, укрыть его специальным материалом, чтобы потери от хранения были минимальными.
Как бы ни разрешилась проблема урожая - 2011, на повестке дня вопрос: какие уроки следует извлечь из свекольного рекорда этой осени?
Меньше сеять в следующем году? Такой рецепт «борьбы» с высокими урожаями предложили тамбовские чиновники, заявившие, что нужно прекратить стимулировать производство сырья, потому как его переработка превращается для региона в серьёзную проблему. Однако нельзя забывать, что областей с избыточным по отношению к перерабатывающим мощностям сырьём – немного. В основной массе регионов эти показатели сбалансированы.
Наконец, по мнению аналитиков, в будущем году Россия имеет уникальный шанс - выйти на самообеспеченность по объёмам производства сахара и перестать закупать сахар-сырец за рубежом.
В этом году в целом по стране оптовая цена сахара упала более чем на 30 процентов. А это означает, что сахарная отрасль является одним из немногих сдерживающих рост инфляции фактором, так называемым показателем-дефлятором. Ещё бы умерить аппетиты розничной торговли.
Выходит, рецепт вовсе не в сокращении посевов сахарной свёклы, а в создании условий для её полной и своевременной переработки.
Прежде всего, это обязательное применение производителями сырья технологии полевого хранения (кагатирования), стимулирование уполномоченными органами исполнительной власти регионов заключения заблаговременно договоров поставки сырья между его производителями и перерабатывающими заводами. И, конечно же, модернизация существующих производственных мощностей сахарных заводов с непременным увеличением площадей заводских площадок для хранения свёклы. Вот здесь без поддержки государства уже никак не обойтись. Государству необходимо уделить максимальное внимание стимулированию реконструкции и модернизации наших сахарных заводов.
Выполнение этих условий позволит не только повысить продовольственную безопасность нашей страны и исключить её зависимость от импортного сырья, но и обеспечить стабильную рентабельность работы отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и всей отрасли в целом.
«Коммуна», №168 от 03.11.2011
|