Объединенная зерновая компания видит себя не только агентом государства по регулированию рынка зерна, но и крупнейшей инфраструктурной компанией и конкурентом частным трейдерам
Сергей Левин любит словосочетание «государственное добро». Когда в 2009 г. малоизвестный выходец из Росрезерва родом из Петербурга возглавил созданную на базе государственного ОАО «Агентство по регулированию продрынка» Объединенную зерновую компанию (ОЗК), подконтрольное ей «государственное добро» включало госдоли в 31 зерновом предприятии, которые компании предстояло получить на баланс, и 8,2 млн т зерновых государственного интервенционного фонда. Еще при создании ОЗК чиновники заявляли: правительство хотело бы видеть среди ее совладельцев 8-10 крупных частных трейдеров и владельцев элеваторов. С тех пор ОЗК добавила к своим активам проекты двух глубоководных морских зерновых терминалов, двух речных и сети маршрутных элеваторов. А у частных компаний появилась реальная возможность стать совладельцами ОЗК: президент Дмитрий Медведев подписал указ о проведении до 7 мая 2012 г. допэмиссии, после которой доля государства в компании может сократиться до 50% плюс 1 акция. Первый возможный покупатель уже нашелся — это группа «Сумма» Зиявудина Магомедова.
— Какой вы видите сейчас и в будущем роль ОЗК на рынке?
— Роль ОЗК определена указом президента о ее создании и стратегией развития, принятой в конце 2009 г. ОЗК — это в первую очередь инфраструктурная и трейдинговая компания. За два года ОЗК добилась существенных успехов как экспортный трейдер: мы заняли серьезные позиции на отечественном рынке и даже на мировом стали заметны. Дальнейшее развитие неразрывно связано с развитием инфраструктуры — это существенно укрепит позиции российского зерна на мировом рынке. Иностранные рынки нам необходимы, а значит, необходимо увеличивать пропускную способность морских портов, развивать и оптимизировать внутреннюю инфраструктуру: маршрутные отправки, грузоформирующие элеваторы и т. д.
— ОЗК создавалась на базе ГУПа, который был госагентом по управлению интервенционным фондом зерна. О работе с интервенционным фондом вы сейчас не упоминаете намеренно? Это больше не приоритет для компании?
— Распоряжением президента ОЗК определена государственным агентом, отвечающим за проведение интервенций, до конца 2013 г. Выполнение этой функции отработано, сомнений в нашей компетентности ни у кого не возникает. Вы спрашиваете о направлениях развития компании, требующих приложения усилий, — это в первую очередь инфраструктура и трейдинг.
Государство все равно будет тратиться
— За последние месяцы ОЗК объявила о двух крупных портовых проектах — строительстве зерновых терминалов в новом порту Тамань и в порту Восточный. На это потребуются бюджетные деньги?
— Прямого бюджетного финансирования эти проекты не предполагают. Мы рассчитываем на средства самой компании, банков и частных инвесторов. В том числе на деньги, которые будут привлечены ОЗК в результате запланированной на ближайшие полгода допэмиссии (до 50% минус 1 акция. — «Ведомости»). Но государство все равно будет тратиться: причальная стенка, морская инфраструктура, внутренняя тыловая инфраструктура, в том числе железнодорожные пути и развязки, — это обеспечивается за счет бюджетных средств.
— Сколько планируете инвестировать в каждый из проектов?
— Значительные суммы. Очень приблизительный, оценочный размер финансирования для создания морского зернового терминала, без учета всей инфраструктуры, — 1 млрд руб. на 1 млн т перевалки (годовая мощность. — «Ведомости»).
— Соглашение о строительстве в Тамани зернового терминала вы подписали в сентябре. В какой стадии находится проект сейчас?
— Учитывая, что терминал будет строиться во вновь создаваемом глубоководном порту на Черном море, говорить о деталях пока рано. Максимальная запланированная емкость таманского порта по зерновым грузам — 8 млн т с возможностью расширения до 10-12 млн т. Когда мы подойдем к реализации проекта, рассчитываем привлечь частного соинвестора с большим опытом. Сейчас идет подготовительная работа, определяется конфигурация и параметры самого порта. По планам Минтранса этот проект должен быть реализован до 2017-2018 гг. Реалистичный сценарий — к 2020 г. К этому сроку как раз будут в основном исчерпаны возможности для развития Новороссийского узла.
— В дальневосточном проекте соинвестором будет «Дальпорт», входящий в группу «Сумма». Она же уже является совладельцем обоих экспортных терминалов в Новороссийске: через Новороссийский морской торговый порт владеет долей в Новороссийском зерновом терминале (НЗТ), а в этом году купила долю совладельцев W.J. в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП). От кого исходила инициатива их участия в дальневосточном проекте?
— Мы искали партнера с начала 2010 г. Окончательный выбор в пользу порта Находка и «Дальпорта» был сделан осенью этого года. Когда приходишь в порт, там уже есть своя сложившаяся система взаимоотношений и выбор надо делать из довольно ограниченного круга возможных участников проекта. По результатам комплексного анализа выбрали Находку-Восточный, а там большая часть объектов находится в собственности «Дальпорта», входящего в группу «Сумма», и вопрос решился сам собой.
— Вы объявили только о запланированной мощности терминала — 5 млн т. Другие параметры раскроете?
— Соглашение с «Дальпортом» подписано около месяца назад, поэтому говорить о деталях преждевременно. Сейчас мы занимаемся формализацией проекта, в ближайшее время будет заключено соглашение, в котором будут даны ответы на все вопросы: о долях сторон и других деталях проекта. Пока мы говорим о потенциальной мощности этого терминала до 5 млн т зерна в год и ориентировочном объеме инвестиций около 5 млрд руб. Работу планируем начать в 2012 г. и завершить в 2014 г., с тем чтобы к зерновому году 2015/16 уже запустить терминал в эксплуатацию.
— Контрольный пакет будет у вас или у «Суммы»?
— Это предмет переговоров. Зависит от того, кто и что будет готов внести в этот проект. Определяющим вопросом для окупаемости зернового терминала будет вопрос специального сквозного тарифа (включает и железнодорожную перевозку, и перевалку в порту. — «Ведомости»). Зерно из Сибири до дальневосточных портов должно проехать по железной дороге около 6000 км — это значительно превосходит расстояния, на которые возят зерно в мире.
— Но разве из любого зернопроизводящего региона Сибири в Новороссийск отвезти зерно не ближе, чем на Дальний Восток?
— Они находятся примерно на равном расстоянии. Но от Находки до потенциальных рынков сбыта намного ближе. Потенциальный рынок сбыта для сибирского зерна — это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, крупнейшего и наиболее динамично развивающегося рынка. Из Новороссийска до Индонезии не дотянешься.
Туда надо возвращаться
— Какие регионы будут основными поставщиками зерна, отгружаемого через Дальний Восток?
— Вся Сибирь и особенно ее западная часть: Новосибирская, Омская области, Алтайский край. В Сибири очень неплохая климатическая ситуация, основное производство высококачественной пшеницы в мире родом из нашей Сибири. Но из-за того, что сегодня сибирская пшеница существенно ограничена в возможности вывоза, мы утратили те рынки, на которых была представлена Россия. Туда надо возвращаться.
— У вас есть понимание, что сквозной тариф будет?
— На тех совещаниях, где мы присутствуем, этот вопрос обсуждается как безусловный, который необходимо решить для того, чтобы осуществить проект и выходить на азиатские рынки.
— Какие еще портовые проекты вы планируете в средней и долгосрочной перспективе?
— Строительство двух речных терминалов в Ростовской области — в Ростове-на-Дону и Азове — и реконструкция существующего пункта перевалки на реке Дон. Мы активно реконструируем НКХП: перевалка там уже увеличена с 3-3,5 млн т до четырех с небольшим миллионов тонн. Реконструкция позволит довести перевалку до 5-5,5 млн т в год.
— Будете наращивать элеваторные мощности?
— Да, ОЗК начинает с 2012 г. строительство сети грузоформирующих маршрутных элеваторов. Это позволит повысить оборачиваемость потоков зерна за счет того, что элеваторы будут работать в системе маршрутной отгрузки, над которой мы сейчас активно работаем с РЖД. Система маршрутных элеваторов позволит, по нашим расчетам, снизить стоимость перевозки и перевалки на 20-25%.
— Вы имеете в виду создание Транспортной зерновой компании (ТЗК)?
— ТЗК — это отдельный проект. Создаваемые узловые элеваторы смогут работать и с «Русагротрансом», и с другими компаниями, в том числе частными, которые в состоянии формировать и привозить на эти элеваторы маршрутные поезда. ТЗК мы создаем для того, чтобы обеспечить гарантированную загрузку элеваторов, а кроме того, обеспечить операции с зерном, которые осуществляет сама ОЗК.
— Но у «Русагротранса» есть своя программа строительства сети маршрутных элеваторов.
— Принятая Минсельхозом целевая программа предусматривает определенный объем введения узловых грузоформирующих мощностей. В рамках этой программы ОЗК разработала свою инвестпрограмму и будет строить узловые элеваторы в наиболее профицитных по зерну регионах с таким расчетом, чтобы в каждом регионе был как минимум один узловой элеватор.
— Как в этом проекте появилась «Тринфико»?
— Они активно работают с РЖД и для этого рынка не являются чем-то неизвестным. Этот проект транспортный, а не инфраструктурный, поэтому и основные участники — транспортные компании.
Операционная прибыль компании растет
— Когда ОЗК создавалась, шла речь о передаче ей принадлежащих государству долей в 31 предприятии, но позднее вы говорили, что процесс передачи затягивается. Сколько предприятий вы получили в итоге?
— Указ президента [предусматривающий передачу] выполнен в полном объеме, за исключением одного предприятия — «Элеваторспецмонтажа» в Москве, который обанкрочен. Мы рассчитываем, что до конца года, в крайнем случае в I квартале 2012 г., акции «Элеваторспецмонтажа» войдут в ОЗК. На момент внесения акций в уставный капитал ОЗК из 30 предприятий приносили прибыль только девять, четыре были в процедуре банкротства. Акции мы получили в 2010 г., фактически за год два предприятия нам удалось вывести из процедуры банкротства и наладить там нормальную хозяйственную деятельность, на большинстве предприятий существенно увеличены объемы перевалки и переработки сельхозпродукции. На сегодня положительная динамика есть практически на всех предприятиях, а 17 стабильно генерируют прибыль. В этом году ОЗК впервые стала получать прибыль от наших дочерних обществ, в прошлые годы она вся либо не существовала, либо растворялась непонятно где.
— Каков общий объем запланированных капитальных вложений ОЗК на ближайшие годы? Из каких источников все это будет финансироваться?
— Общая сумма запланированных инвестиций — 15 млрд руб. до 2015 г. Это 3 млрд руб., внесенных в уставный капитал ОЗК в 2010 г., проектное банковское финансирование и средства частных инвесторов. Могут быть привлечены денежные средства от допэмиссии.
— Расскажите о финансовых результатах компании.
— До 2010 г. компания практически не присутствовала на зерновом рынке, за исключением проведения госинтервенций. Коммерческие операции были очень небольшими: валовой коммерческий оборот зерна в 2009 г. составил всего 34 000 т. В 2010 г. благодаря организации зернового трейдинга он превысил 1 млн т. В этом году товарооборот еще вырастет: по итогам календарного года мы ожидаем валовой оборот не менее чем в 1,3 млн т зерна. Соответственно растет и выручка: за 2010 г. она выросла почти в 9 раз и составила 9,2 млрд руб. без НДС, в 2011 г. выручка будет примерно втрое выше, чем в 2010 г. За девять месяцев 2011 г. она уже составила 22 млрд руб., а по итогам всего года, по нашим оценкам, выручка будет около 25-26 млрд руб. Операционная прибыль компании также растет и составит в 2011 г. около 2,3-2,4 млрд против 1,3 млрд руб. в 2010 г. По предварительным расчетам, дочерние и зависимые общества компании в этом году сгенерируют выручку в объеме 7 млрд руб. и порядка 600 млн операционной прибыли. Всего по группе планируется 32-33 млрд руб. и 3 млрд соответственно.
— По итогам 2010 г. общий долг ОЗК был 50,5 млрд руб. Каков общий долг сейчас?
— Общий кредитный портфель — 37 млрд руб. Основной наш кредитор — Россельхозбанк (РСХБ), поскольку основной объем кредитной нагрузки приходится на интервенционный фонд (зерно в фонд приобреталось на кредиты банка, ему же оно заложено. — «Ведомости»). Долг перед РСХБ, связанный с интервенциями, — около 31 млрд руб. В 2011 г. проводились государственные товарные интервенции — был реализован значительный объем зерна, заложенного в интервенционном фонде. В связи с этим кредитный портфель значительно сократился. Основная часть средств, вырученных от реализации зерна интервенционного фонда, идет на погашение кредитов РСХБ. Общий кредитный портфель ОЗК в РСХБ — 32,5 млрд руб.
Рынок сейчас очень непростой
— В указе президента говорится о проведении в течение полугода допэмиссии в пользу частных акционеров, так чтобы доля государства после нее составляла не меньше 50% плюс 1 акция. Одновременно ОЗК остается в программе приватизации до конца 2012 г. То есть сразу после допэмиссии будет продаваться контрольный пакет ОЗК?
— Объем продаваемой допэмиссии будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Рынок сейчас очень непростой, и запланированные размещения не во всех случаях встретили соответствующую реакцию рынка. Поэтому в указе написана ограничивающая формулировка по объему допэмиссии. Вы правы — она рассматривается как первый этап последующей полной приватизации, которая в соответствии с планом должна быть осуществлена до конца 2012 г.
— Но сейчас основную стоимость ОЗК создает доля в НКХП, а остальные портовые, инфраструктурные проекты только начинаются или вообще существуют на бумаге. Время ли продавать компанию сейчас?
— Окончательную оценку даст рынок. Я оцениваю ОЗК более существенно, чем вы сказали. ОЗК состоялась как участник рынка, все крупнейшие участники которого учитывают ее как активного игрока. Посмотрим, что покажет цена размещения и что скажет рынок. Оценивать компанию нужно как сочетание стоимости объектов инфраструктуры, стоимости бизнеса и функции и возможностей госагента. Мы со своей стороны сделаем все от нас зависящее, чтобы повысить капитализацию компании. ОЗК будет приветствовать любого инвестора, разделяющего наши стратегические цели и настроенного на долгосрочное развитие и превращение компании в лидера зернового рынка — отечественного и мирового.
— Оценка компании и пакета, который будет предложен частным инвесторам, уже проведена?
— Пока нет — указ появился только месяц назад. До конца года будут осуществлены все процедуры по отбору независимого оценщика и инвестконсультанта. А окончательное решение будет уже за правительством.
— Смогут ли участвовать в допэмиссии иностранные инвесторы?
— Насколько я знаю, нет никаких ограничений, в том числе по национальному составу.
— На участие иностранных партнеров в ваших портовых проектах никаких ограничений тоже нет?
— Мы исходим из здравой логики. Любое государство, которое хочет чувствовать себя уверенно на сырьевых рынках, должно в первую очередь рассчитывать на свои силы в строительстве стратегических объектов инфраструктуры. Для этого в свое время и была создана ОЗК. При этом вне зависимости от того, кто будет ее миноритарным совладельцем, сама ОЗК была, есть и будет резидентом РФ.
— Говорят, группа «Сумма» написала в правительство письмо о своем желании участвовать в приватизации. Вы это письмо видели?
— Да. Они выразили заинтересованность участвовать в допэмиссии и письменно довели свою позицию до правительства. Думаю, что «Сумма» будет рассматриваться правительством наряду с другими участниками рынка.
Стратегический успех
— Каковы объемы коммерческого трейдинга, которым занимается компания?
— В этом календарном году ОЗК рассчитывает поставить на экспорт до 800 000 т зерна. В 2010 г., с мая по середину августа, когда было введено эмбарго, мы отгрузили по коммерческим контрактам 630 000 т. С 1 июля компания начала активно возвращаться на мировой зерновой рынок. Сейчас вышли на стабильную отгрузку около 150 000 т зерна в месяц. Эта цифра включает поставки и через глубоководный Новороссийск, и через мелководные порты — Ейск и другие порты Азова. В этом году ОЗК впервые в своей истории выиграла государственные тендеры и осуществила поставки зерна в Ирак и Иорданию — я считаю это стратегическим успехом. В тендерах GASC — египетского национального агентства, крупнейшего покупателя российского зерна, — планируем начать участвовать с 2012 г.
— Какую долю выручки и прибыли вам дает коммерческий трейдинг? Какова его рентабельность?
— Пока еще существенную долю в доходах занимает доход от интервенций, но важна динамика: ОЗК все меньше зависит от проведения государственных интервенций и все больше становится рыночным игроком. Коммерческая выручка составит в этом году около 12 млрд руб. Рентабельность торговых операций на зерновом рынке невысока, в зависимости от конъюнктуры рынка заработок трейдера составляет $2-5 с тонны.
— Сколько сейчас зерна в интервенционном фонде? Какого оно качества?
— На сегодняшний день 6,5 млн т. Мы провели большую работу по повышению количества и качества проводимых проверок зерна интервенционного фонда. Начали с отказа от услуг сомнительных сторонних организаций и перешли на проверки своими силами, создав полноценный отдел проверок. За год удвоили число проверок и существенно повысили требования к их содержанию: если раньше акт проверки умещался на одном листочке, то сейчас это объемный формализованный документ, который каждый проверяющий обязан заполнить, приходя на предприятие. Стали активно привлекать к проведению проверок правоохранительные органы — это в значительной мере способствовало повышению сохранности государственного добра.
— Но вы же не можете к каждому элеватору приставить по роте ОМОНа?
— Нет, по роте ОМОНа не можем, но это и не нужно. Мы можем сделать максимум из возможного. Если вы уменьшили период между проверками — вы уже значительно снизили вероятность допущения злоупотреблений. Добавьте к этому внеплановые проверки: бывает, что мы провели плановую проверку, а потом через неделю-две внезапно посылаем туда внеплановую. И наконец, когда на рынке было ощущение, что «бог с ним, с государственным зерном, захотим — возьмем, захотим — вернем», — это одно, а когда возбуждаются уголовные дела — отношение совсем другое. Сейчас расследуется три уголовных дела в отношении трех руководителей предприятий, которые допустили хищения или ухудшение качества зерна интервенционного фонда. На рынке все быстро становится известно. И когда видят, что людей действительно сажают, отношение быстро меняется.
Ведомости №237 от 15.12.2011
|