Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" подтверждает соответствие безопасности и качества зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства при импортно-экспортных операциях продукции, перемещаемой внутри страны, а также закладываемой в госрезерв, интервенционный и региональные фонды. Корреспондент “СБ” побеседовала с директором Ставропольского филиала ФГБУ “Центр оценки качества зерна” Алексеем Галкиным о требованиях международного зернового рынка.
— Алексей Петрович, какие ставропольские зерновые культуры наиболее востребованы сегодня на мировом рынке?
— За прошлый год из края было отправлено на экспорт 2 миллиона 650 тысяч тонн зерна, в основном пшеницы. Именно на это количество продукции Центром были выданы сертификаты качества. Наиболее востребованной оказалась пшеница 4 класса. В крае есть и более качественное зерно — пшеница 3 класса с повышенным содержанием клейковины и улучшенными хлебопекарными качествами, которую покупают перерабатывающие предприятия, но ее объем значительно меньше.
Сельхозтоваропроизводители не особенно заинтересованы в выращивании пшеницы с более высоким содержанием клейковины, поскольку на экспорт в основном востребована пшеница 4 класса. Из 6,8 миллиона тонн собранного в прошлом году урожая продовольственная пшеница составила 82,1 процента, в том числе 26 процентов — 3 класса и 16-17 процентов составляет непродовольственная пшеница 5 класса.
— Какие страны в основном закупают ставропольское зерно?
— Прямые экспортные поставки из края осуществляются в Азербайджан и Австрию. В Азербайджан в прошлом году экспортировано с сертификатами качества ФГБУ “Центр оценки качества зерна” 345 тысяч тонн пшеницы, из них 286 тысяч тонн пшеницы 4 класса. Это меньше, чем раньше экспортировалось, так как конкуренцию ставропольской пшенице составил Казахстан, поставляющий более дешевую пшеницу.
В Австрию в прошедшем году было сертифицировано около 70 тысяч тонн гороха.
В крае происходит концентрация продукции для дальнейшего экспорта, в основном через порт Новороссийск, в Египет, Иран, Турцию, Арабские Эмираты. Самый крупный импортер ставропольского зерна — Египет. Ежегодно эта страна закупает до 5 миллионов тонн российской пшеницы, в том числе 1,5-2 миллиона тонн ставропольской.
В прошедшем году после отмены запрета на экспорт в Египет было отправлено около 2,5 миллиона тонн зерна, выращенного в Краснодарском крае, на Ставрополье и в Ростовской области. Кстати, наш край по производству пшеницы ненамного уступает Кубани, там валовой сбор зерновых значительно увеличивает кукуруза. А ростовчане производят пшеницы меньше, чем наш край, но там больше маслосемян подсолнечника. Так что если говорить об экспорте пшеницы с юга страны, то доля ставропольской в нем составляет 1/3. Реальность такова, что вообще все производство зерна в крае в основном ориентировано на экспорт.
— Требования к качеству зерна в других странах аналогичны российским?
— Каждая страна-импортер предъявляет свои, довольно жесткие требования к качеству зерна, которые отличаются от требований наших стандартов.
Например, ограничения по семенам сорняков в продовольственном зерне. При отправке зерна в Египет наличие сорных семян не должно превышать 25 штук на 1 килограмм. По нашим же ГОСТам семена сорняков входят в состав сорной примеси, количество которой не должно превышать 2 процентов.
По египетским нормам содержание поврежденного клопом-чепашкой зерна не должно превышать 1 процента. А у нас среднее содержание составляет 1,3 процента.
Турция допускает содержание тяжелых металлов [свинца] не более 0,2 мг/кг, а по нашим нормам — не более 0,5 мг/кг. Поэтому при выдаче сертификата качества и подтверждении соответствия наши специалисты руководствуются требованиями условий контрактов.
В прошлом году наши специалисты дважды выезжали в Азербайджан по спорным вопросам. Оказалось, что под предлогом недостаточно высокого качества нашей пшеницы азербайджанская сторона просто пыталась прервать контракты на поставку ставропольского зерна, чтобы купить его в Казахстане по более низкой цене.
К фуражному зерну требования еще жестче, чем к продовольственному. К тому же его партии сопровождаются еще и ветеринарным свидетельством.
— Ваша организация претерпела несколько этапов реорганизации, переименования, переподчинения. Но жизнь, похоже, показала, что без независимого контроля качества зерна невозможно. Не так ли?
— Вы абсолютно правы. Независимый контроль качества такого важного продукта, как зерно и продукты его переработки, оказался еще более востребован при рыночной экономике.
В последние годы, за исключением периода эмбарго, специалистами нашего филиала ежегодно проводилось подтверждение соответствия качества более 3 миллионов тонн зерна, из них на прямой экспорт шло до 1 миллиона тонн, в порты Краснодарского края и Ростовской области — 2 миллиона тонн. Ставропольским филиалом ежегодно выдается до 20 тысяч сертификатов качества, проводится исследование 30 тысяч проб зерна, а также осуществляется ежегодный мониторинг зерна нового урожая.
У нас имеется база данных по качеству ставропольского зерна за 48 лет, начиная с 1963 года. Ставропольский филиал ФГБУ "Центр оценки качества зерна" сегодня аккредитован в системе Россельхознадзора, в системе ГОСТ Р, международной системе GAFTA в качестве члена Международной ассоциации по торговле зерном и кормами, является корпоративным членом Международной ассоциации по науке и технологии зерна [ICC], Американской ассоциации злаковых химиков [AACC], Института пищевых технологий [IFT].
Кстати, область аккредитации нашего филиала — не только зерно злаковых, бобовых и масличных культур, продукция мукомольно-крупяной, хлебопекарной, макаронной промышленности, кормовые средства и добавки, но и кондитерские сахаристые и мучнистые изделия, сахар, свежие овощи и фрукты.
В филиале имеется орган по сертификации, который выдает сертификаты соответствия и регистрирует декларации о соответствии согласно области аккредитации.
Наша испытательная лаборатория оснащена новейшим оборудованием, позволяющим проводить исследования по определению остаточного содержания тяжелых металлов, микотоксинов, пестицидов, ГМО в соответствии с международными стандартами. Без всего этого сейчас невозможно интегрироваться в мировую экономику. Пока вступление России в ВТО не повлекло никаких изменений в нашей работе. Но я уверен, что благодаря преемственности в нашей работе на протяжении всего времени существования нашей организации и опытным специалистам мы справимся и с требованиями ВТО.
Ставропольский бизнес от 23.01.2012
|