Трейдер Glencore в 2011г. продавал зерновые Всемирной продовольственной программе (WFP) по высоким ценам, сумев перед этим нажиться на засухе в России, пишет британская Guardian со ссылкой на результаты обработки отчетов компании, появившихся на ее сайте.
В августе 2010 г., утверждает газета, ссылаясь на отчет UBS, Glencore получила информацию из России о сильном сокращении урожая пшеницы из-за засухи и сделала спекулятивную ставку на долговременный рост цен на зерно, что позволило ей «принять обоснованное решение о закупках пшеницы и кукурузы за счет собственных средств». Непосредственно после этого Россия ввела эмбарго на экспорт зерна, и цены на него подскочили на 15%, напоминает газета. Glencore настаивает, что такая интерпретация событий неверна и в любом случае компании не удалось сильно нажиться на засухе в России.
За последние 8 месяцев, утверждает Guardian, Glencore поставила для WFP зерновых и зернобобовых на $78 млн — тогда как цена пшеницы в 2011 г. выросла на 60%. Эти поставки включают крупный контракт на $22,5 млн для поставок голодающим Эфиопии, а также закупки продовольственной пшеницы, сорго и колотого гороха для Кении, Джибути, Судана, Бангладеш, Северной Кореи и Палестины.
Glencore считает, что честно выиграла тендеры WFP, предложив наинизшую цену и гарантии поставок. В то же время один из базовых принципов WFP — покупка, когда возможно, сельскохозяйственной продукции у мелких фермеров, и в данном случае этот принцип был нарушен, указывает Guardian. WFP покупает зерно у трейдеров, поскольку местные производители часто не могут обеспечить поставки, указывает старший аналитик сельхозрынка Chatham House Роб Бэйли. «Печально, что WFP сдалась на милость рынков как раз на пике цен. Именно в периоды кризисов и повышенной волатильности крупные трейдеры делают основную прибыль, потому что у них наилучший прогноз спроса и предложения и они знают, где на рынке наибольший шанс получить прибыль», — заявил аналитик.
Из отчета Credit Suisse к прошлогоднему IPO Glencore следует, что торговля сельскохозяйственным сырьем — самый выгодный бизнес компании. В 2010 г. на это подразделение пришлось 7% от общей выручки компании и 14% EBIT (она выросла более чем вдвое до $659 млн). Рентабельность по EBIT при этом достигла 6,7% (в среднем по бизнесам компании этот показатель составил в 2010 г. 3,6%).
Ведомости от 07.02.2012
|