Генпрокуратура провела проверку рынка сельхозстрахования. Ее выводы оказались неутешительными для всех — страховщикам вменяются незаконные отказы в выплатах и их занижение, ФСФР — слабый контроль за страховщиками, ущерб от недостатков работы системы оценивается в 1 млрд руб. В Белом доме заверили, что проверка касалась прежних механизмов страхования на селе. С 1 января 2012 года действует новый закон о сельхозстраховании, который по идее должен выправить ситуацию. Участники рынка сомневаются в серьезном улучшении.
Генпрокуратура провела проверку "исполнения законодательства в сфере сельскохозяйственного страхования", в ходе которой было выявлено более 280 нарушений закона, о чем в документе "О состоянии законности при реализации мер по государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования"генпрокурор Юрий Чайка докладывает президенту РФ. Страховщики по итогам проверки представлены президенту не в лучшем виде — прокуроры зафиксировали факты незаконного отказа в выплатах, занижения возмещения из-за неверного применения методики страховой стоимости и размера утраты. "Одной из причин ненадлежащего исполнения страховщиками своих обязательств является отсутствие должного контроля за их деятельностью Федеральной службой по финансовым рынкам",— говорится в документе.
Причем слабость контроля объясняется затянувшейся реорганизацией службы. Вопреки п. 4 указа президента от 4 марта 2011 года N270 "О мерах совершенствования государственного регулирования в сфере финансового рынка РФ", п. 4 распоряжения правительства N1261-р, устанавливающего четырехмесячный срок проведения реорганизационных мероприятий по присоединению Федеральной службы страхового надзора к ФСФР, до настоящего времени эта процедура не завершена (документ датирован 20 января). Далее ФСФР вменяется отсутствие непрерывности контроля за участниками рынка, говорится о том, что в 2011 году центральный аппарат не провел ни одной документальной или выездной проверки страховщиков, а в 2010-2011 годах не проверялась деятельность сельхозстраховщиков.
За это время, по данным Росфинмониторинга, страховщики провели ряд сомнительных операций, связанных с выводом средств за рубеж. Кроме того, ФСФР ненадлежащим образом контролирует соблюдение финустойчивости компаниями, не контролирует передачу портфелей в сельхозстраховании. "К примеру, служба не располагает сведениями о прекращении деятельности и выполнении иных, предусмотренных законом процедур ОАО "ГСК "Скиф-Тверь"", ООО "СК "Гранд Полис"", ООО "СК "Инногарант"" и другими страховщиками, у которых отозвана лицензия",— говорится в документе. Кроме того, ФСФР не проводит аттестацию страховых актуариев, но из-за того, что Минфин не подготовил должных правил их работы. По итогам проверок за 2010-2011 годы было возбуждено 57 уголовных дел, а сумма ущерба в этой сфере составила 1 млрд руб.
В ФСФР вчера заявили, что служба учла замечания Генпрокуратуры. Службой уже осуществлен комплекс мер, направленных на исправление ряда замечаний. Сейчас готовится письмо в Генпрокуратуру, в котором она отчитается об уже принятых мерах, а также представит план мероприятий, направленный на устранение еще не исправленных нарушений. "Позитивно, что появился новый закон, регламентирующий деятельность в сегменте сельхозстрахования,— отмечают в службе.— Это, несомненно, будет способствовать повышению прозрачности в этом сегменте"
Между тем, как заявили в Белом доме, "результаты проверки Генпрокуратуры касаются прежних механизмов и еще раз проиллюстрировали недостатки, на которые неоднократно указывал первый вице-премьер Виктор Зубков, настаивая на разработке нового закона". Новый закон, о котором идет речь,— это ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"", часть положений которого вступила в силу с 1 января текущего года. "На практике его механизмы будут применяться только во время весенне-полевых работ этого года, которые только начинаются",— заявили в Белом доме.
Закон вносит несколько принципиальных изменений, от которых ждут сворачивания коррупции и хищений, а также более правильный охват страхованием. Напомним, согласно закону, половину премии за полис заплатит страховщику селянин, а оставшуюся половину — государство (ранее 100% премии селянин платил страховщику, а затем получал 50% от уплаченного от государства). Кроме того, господдержкой теперь покрываются только так называемые катастрофические риски — гибель урожая. Тем самым покупателям страховки уменьшают цену страхования, и выделенных бюджетом 6 млрд руб. в 2012 году (на момент подготовки закона опирались на такие цифры) должно хватить на 80% посевов, покрытых страховкой.
Но, по мнению страховщиков, и новый закон не избавит от потенциальных претензий прокуроров. "В нем есть плюсы и минусы,— заявил глава "Ингосстраха" Александр Григорьев.— Первые: официально деньги идут страховщикам, а не кооперативам при Минсельхозе, которые создавали откатные схемы, и в законе предусмотрено страховое профобъединение, которое установило правила игры на рынке". Минусы — это неполное покрытие страховкой (только катастрофические риски), обычные потери сельхозтоваропроизводителей не защищены. Также нет требования о едином профобъединении, что позволит страховщикам создать альтернативы и вернуться к прежним технологиям. Главный же минус закона, по мнению еще одного эксперта рынка,— нет обязательности страхования.
"Коммерсантъ", №28 от 16.02.2012
|