Российский холдинг «ЭФКО» хочет удвоить свою долю на рынке Казахстана, доведя ее до 30%, и думает, что лучше – построить завод или купить с торгов VITA INDUSTRY.
Ранее гендиректор ЗАО «Управляющая компания «ЭФКО» Евгений Ляшенко сообщил, что «ЭФКО» рассматривает возможность строительства завода по выпуску масложировой продукции в Казахстане. Перерабатывающая мощность завода может составить порядка 300 тыс. тонн сырья в год, производительность – 50–60 тыс. тонн готовой продукции. Срок реализации проекта – один год. Объем инвестиций – не менее $40 млн, планируется привлечь банковское финансирование. В качестве альтернативы рассматривается вариант покупки производства.
Как сообщил основатель холдинга VITA Петр Потапов, на данный момент российский холдинг не определился с выбором. Компания взвешивает, что лучше. Одним из вариантов является приобретение VITA INDUSTRY.
VITA INDUSTRY – дочерняя компания обанкротившегося АО «VITA». Ранее у «ЭФКО» были намерения инвестировать в казахстанские компании группы VITA $100 млн: $60 млн в акционерный капитал и $40 млн в качестве оборотного капитала. Однако в прошлом году АО «VITA» признали банкротом, и сейчас заводы готовятся к аукциону.
По словам г-на Потапова, бывший конкурсный управляющий АО «VITA» Серик Ахметов за 8,5 месяцев конкурсного производства так и не довел дело до хотя бы одного аукциона, хотя законом определен период 9 месяцев как максимальный. «Комитет кредиторов АО «VITA» 24 января 2012 года расторг с ним соглашение о проведении конкурсного производства, естественно, департамент Минфина по работе с несостоятельными должниками издал на этой основе свой приказ об отстранении Ахметова, однако он пытается через суд восстановиться в своем ничегонеделании... Невероятно, но суд его поддерживает... Он считает, что интересы конкретного конкурсного управляющего выше интересов кредиторов!» – рассказал Петр Потапов.
Как сообщил Евгений Ляшенко, завод (который «ЭФКО» планирует построить или приобрести в Казахстане) будет производить те же виды продукции, что и на российских площадках, с целью увеличить долю компании на казахстанском рынке с 15 до 30%. В долгосрочной перспективе холдинг планирует более широко освоить рынки Центральной Азии в качестве внутреннего производителя, а при вступлении РФ в ВТО – и Восточной Европы, в качестве экспортера.
Аналитики считают, что за счет производства «ЭФКО» в Казахстане, да еще из местного сырья, цены на масложировые продукты упадут. Основными конкурентами на рынке РК у компании являются турецкая «Марса», российские производители жиров с торговой маркой «Союз», Нижегородский масложиркомбинат. «Производителей бутилированного подсолнечного масла в расчет не берем – это не рынок «ЭФКО». «ЭФКО» специализируется на высокотехнологичных масложировых продуктах, требующих высокой профессиональной квалификации. О белковой теме, которую VITA начала в Казахстане в 2001 году, они только сейчас поднимают вопрос в России, это тема ближайшего будущего. По белкам у них конкурентов в Казахстане нет», – пояснил Потапов.
Как сообщили в одной из казахстанских компаний, «у «ЭФКО» сейчас плачевная ситуация в России, и они стараются «вытащить» компанию, придумав план спасения». Однако эти слова могут быть лишь «происками конкурентов», так как, судя по итогам 2011 года, «ЭФКО» успешно развивается. За прошлый год компания смогла увеличить продажи по всем основным видам продукции как в сегменте пищевых ингредиентов, так и в сегменте брендовой продукции, где существенный рост – 31,4% – показали продажи майонеза, продукта с высокой добавленной стоимостью. Общий объем продаж пищевых ингредиентов за январь-декабрь 2011 года вырос в натуральном выражении на 9,9% по сравнению с 2010 годом и достиг 367,8 тыс. тонн.
«ЭФКО» - российский вертикально интегрированный производитель растительных масел, пищевых ингредиентов и брендовых продуктов питания. Компания лидирует на рынке производства пищевых ингредиентов, используемых в кондитерской, хлебопекарной и других отраслях пищевой промышленности. «ЭФКО» также является одним из ведущих производителей майонеза и растительного масла в России, включая продукцию под брендами «Слобода» и Altero.
"Курсивъ" от 16.02.2012
|