Минсельхоз добивается финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года за счет дополнительных доходов бюджета в 2013 и 2014 годах. Принятие новой программы тормозит и экономический блок министерств, который еще не принял главный документ — концепцию долгосрочного развития страны.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы была отправлена на доработку в ноябре прошлого года. Тогда первый вице-премьер Виктор Зубков на заседании правительственной комиссии по вопросам развития агропромышленного комплекса (АПК) сообщил, что документ нуждается в доработке в связи с замечаниями ведомств экономического блока.
Минфин и Минэкономразвития еще на первом этапе согласования предложили Минсельхозу дополнительно обосновать объем финансирования, который они посчитали завышенным. В 2013 году программа предусматривает на 41% больше заложенных на нее в бюджете средств, а в 2014 году — на 68%. Пока объемы финансирования так и не были сокращены.
— Программа согласована со всеми министерствами и ведомствами, остались разногласия с Минфином, — пояснила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, отвечая на вопрос «Известий».
По словам министра, трудности возникают из-за того, что Минфин рассчитывает бюджет на три года, а программа развития АПК более длительная.
В Минсельхозе уверяют, что хоть объемы финансирования и отличаются от бюджетных показателей, но они необходимы. «Эта необходимость согласована с Минфином и Минэкономразвития, — говорят в ведомстве. — Сейчас обсуждается вопрос включения их (объемов финансирования) в госпрограмму за счет дополнительных доходов бюджета в 2013 и 2014 годах соответственно». Традиционно дополнительные доходы приходят в российский бюджет либо от роста цен на экспортируемое сырье, либо от приватизации крупных активов. Источник в правительственной комиссии не исключил, что финансирование программы на 2013–2014 годы, по которым бюджет уже сверстан, могут перекинуть на последующие годы.
В Минфине говорят, что проблема не только в завышенных объемах финансирования.
— Документ не согласован, он в целом нуждается в доработке в соответствии с требованиями ВТО, в корректировке на предмет соответствия законодательству в сфере АПК и выполнении основных направлений аграрной политики. У Минфина и Минсельхоза остались разногласия по содержанию и финансированию, — уточнили в ведомстве.
Претензии во время первого круга согласования в ноябре коснулись и соответствия нового программного документа уже принятым — концепции долгосрочного развития страны до 2020 года и доктрине продовольственной безопасности. Расхождения с доктриной уже скорректировали. По поводу соответствия концепции в Минсельхозе говорят, что как только экономические ведомства утвердят ее в правительстве, Минсельхоз внесет в свою госпрограмму необходимые поправки. «В целом все вопросы между ведомствами уже сняты, и дополнительных разногласий не возникнет», — пояснили в аграрном ведомстве. Дублирование некоторых программ, которое называли еще одним недостатком программы, обосновали и согласовали с Минэкономразвития.
Претензии Минфина по поводу отсутствия в программе мер поддержки в контексте вступления России в ВТО пока не нашли отражения в программе. Новые обязательства вряд ли внесут серьезные коррективы в программу, говорит источник в правительственной комиссии. Независимо от предусмотренных договором о вступлении предельных субсидий сельскому хозяйству ($4,4 млрд или $9 млрд в разных вариантах) у России будет возможность «раскидать» субсидии по трем корзинам поддержки. К тому же до нижнего уровня поддержки АПК Россия все равно еще ни разу не дотягивала.
— Госпрограмма будет внесена в правительство после того, как будет согласована с Минэкономразвития и Минфином в части соответствия (концепции долгосрочного развития). Никаких сроков Минсельхоз не нарушает, — заявили в аграрном ведомстве.
Первоначальный вариант проекта программы подразумевал вложение 6,7 трлн рублей, но аппетиты пришлось поумерить. Внесенный в ноябре вариант госпрограммы подразумевает вложение уже 4,3 трлн рублей. Из них 2,8 трлн рублей требуется от государства, а 1,3 — средства из внебюджетных источников. Оставшиеся 526 млрд рублей планируется привлечь в виде инвестиций бизнеса. Согласно показателям документа, Россия должна производить почти вдвое больше сельхозпродукции, причем основной упор сделан на растениеводство. Отечественных продуктов на прилавке должно быть больше на 60%.
«Известия» от 20.03.2012г.
|