Статью газеты «Ведомости» от 05.04.2012 комментирует Судип Редди из The Wall Street Journal (США): Отмена поправки Джексона — Вэника — главная цель американских экспортеров в этом году; в противном случае они могут не получить всех преимуществ от присоединения России к ВТО
Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) после 20 лет переговоров. Американские корпорации опасаются, что окажутся в невыгодном положении по сравнению с конкурентами из других стран, если занятые предвыборной борьбой законодатели не успеют снять торговых барьеров, сохранившихся в США со времен «холодной войны».
Крупнейшие ассоциации американских предпринимателей во главе с Торговой палатой США считают своей первейшей задачей в этом году провести через конгресс законопроект, отменяющий ограничения на торговлю с Россией. Лоббированием занимаются также отраслевые объединения, например Национальный совет производителей курятины США и Ассоциация производителей игрушек.
Американские компании прекрасно осознают, что поставлено на кон. Продажи в Северной Америке и Европе практически прекратили расти, и вся надежда на развивающиеся страны. По оценке Института международной экономики Питерсона, если американские компании получат полный доступ на российский рынок, объем экспорта их товаров и услуг в ближайшие пять лет может увеличиться вдвое по сравнению с $9 млрд в 2010 г.
Однако сохранение торговых барьеров (прежде всего поправки Джексона -Вэника) приведет к тому, что американские компании лишатся преимуществ, которые от вступления России в ВТО получат, например, европейцы. Москва сохранит высокие импортные пошлины и ограничения на развитие бизнеса исключительно для США.
Кроме того, американские компании не смогут обращаться в ВТО для защиты своих интересов — в частности, в случае нарушения Россией прав на интеллектуальную собственность. Между тем Вашингтон, например, достаточно активно использует ВТО для разрешения торговых споров с Китаем по вопросам импорта курятины и шин, а также экспорта редкоземельных металлов.
Продажи производителя косметики и пищевых добавок Amway в последние годы несколько пострадали в России из-за введенных в стране ограничений; их можно было бы оспорить, если бы Россия была членом ВТО. Те, кто в США противится предоставлению России статуса полноправного торгового партнера, не понимают, что американские компании в этом случае получат защиту, говорит Ричард Холуилл, вице-президент по связям с общественностью Amway. В 2011 г. продажи в России принесли компании $550 млн из совокупной выручки в $10,9 млрд.
Главным камнем преткновения остается поправка Джексона — Вэника, принятая еще в 1974 г. в знак протеста против того, что СССР чинил препятствия желавшим эмигрировать евреям. СССР распался в 1991 г., но американские законодателя не спешат отменять поправку, ссылаясь на нарушения прав человека в России.
Президент США Барак Обама предложил конгрессу отказаться от устаревшей поправки. Однако многие республиканцы считают, что Россия так и не извлекла уроков и по-прежнему не призает главенство закона. Правда, некоторые из них предложили пойти другим путем и заменить поправку Джексона — Вэника «списком Магнитского», запрещающего въезд на территорию США российским чиновникам, причастным к смерти в тюрьме юриста Hermitage Capital Management Сергея Магнитского.
«Голос Америки будет слаб, а иногда и вовсе неразличим» без отмены поправки Джексона — Вэника, говорит Тревор Ганн, директор отдела международных отношений компании Medtronic, производящей медицинское оборудование. Medtronic пришла в Россию семь лет назад и отчаянно сражается там за место под солнцем с европейскими конкурентами.
Если законодатели не договорятся между собой и перенесут слушания на осень, время будет упущено: Россия вступит в ВТО уже летом, и европейские компании первыми закрепятся на российском рынке.
«Наши иностранные конкуренты стремятся воспользоваться любым промахом США. Мы надеемся, что люди осознают огромный потенциал российского рынка и причины, по которым США должны быть на равных с другими», — сказал Уильям Лейн, директор подразделения Caterpillar в Вашингтоне.
Крупнейший в мире производитель строительной техники Caterpillar в начале 1980-х гг. контролировал 85% рынка в СССР, однако санкции США заставили компанию уйти из страны, оставив рынок японской Komatsu. В последние годы Россия вновь вошла в десятку рынков, наиболее значимых для Сaterpillar. Однако компания считает, что в богатой нефтью и газом России она может рассчитывать на большее.
The Wall Street Journal от 05.04.2012
|