Владельцы российского монополиста по железнодорожным перевозкам зерна "Русагротранса", контроль над которым год назад потеряло ОАО РЖД, занялись расширением бизнеса. Они приступили к созданию крупного холдинга, куда войдут несколько операторских компаний, вагоностроительный завод и другие активы. К концу 2013 года парк нового холдинга должен вырасти с нынешних 40 тыс. до 60 тыс. вагонов. После этого владельцы могут принять решение об IPO компании, которая оценивается в $1-2 млрд.
Владельцы железнодорожного оператора "Русагротранс", который занимает три четверти рынка перевозок зерновых грузов, начали реорганизацию бизнеса. Они создают холдинговую структуру, которая должна объединить подконтрольные железнодорожные активы. Речь идет о предпринимателях Юрии Григорьеве и Константине Синцове, а также их партнере Дмитрии Амелине и его семье. По данным "Ъ", Юрий Григорьев и Константин Синцов являются бенефициарами компании "ЛП Транс", которая через "Рустранском" владеет 54% акций "Русагротранса".
"Русагротранс" — ключевой, но не единственный актив предпринимателей. Вместе с Дмитрием Амелиным они владеют ООО "Грузовая компания", которая сейчас управляет парком в 3 тыс. полувагонов (в 2011 году под управлением компании было 7 тыс. вагонов, арендованных у подконтрольной ОАО РЖД Второй грузовой компании). Кроме того, предпринимателям принадлежит оператор "А-Транс", управляющий 4 тыс. универсальных платформ. С учетом того что у самого "Русагротранса" в управлении находится 30 тыс. вагонов-зерновозов, общий парк холдинга составит около 40 тыс. вагонов. К 2014 году холдинг должен управлять уже 60 тыс. вагонов, занимая 80% на рынке перевозок сельскохозяйственных грузов, 75% — в перевозках глинозема и по 15% — в перевозках минудобрений и цемента, следует из внутренних документов компании.
"Владельцы "Рустранскома" хотят построить компанию, которая работала бы в сфере перевозок в специализированном подвижном составе",— говорит один из собеседников "Ъ". Этим объясняется логика участия "Рустранскома" в конкурсе по продаже государственного оператора цистерн для перевозки сжиженных газов "СГ-Транс" ("Рустранском" готов заплатить за него около 13 млрд руб.), а также в конкурсе на "Трансгарант" (принадлежит транспортной группе FESCO Сергея Генералова, предварительно оценивается в 20 млрд руб.). В обоих конкурсах предложения "Рустранскома" в числе наиболее привлекательных.
За последние два года владельцы "Рустранскома", которых на рынке называют близкими к первому вице-президенту ОАО РЖД Вадиму Морозову и советнику президента РЖД Владимира Якунина Андрею Крапивину, смогли серьезно укрепить свои позиции. В начале 2011 года прошла допэмиссия "Росагротранса", которая размыла в их пользу долю Первой грузовой компании (ПГК, тогда принадлежала ОАО РЖД) с 51% до 46%. Сейчас, владельцы "Рустранскома" ведут переговоры о выкупе у ПГК, которая теперь находится под контролем Владимира Лисина, оставшихся акций "Русагротранса". В конце 2011 года "Рустранском" победил в аукционе по продаже принадлежащего ОАО РЖД крупного Рославльского вагоноремонтного завода, предложив 2,4 млрд руб. при стартовой стоимости 1,2 млрд руб. Завод и несколько экспедиторских компаний также войдут в новый холдинг.
Нынешний гендиректор "Русагротранса" Константин Засов в результате реорганизации покинет свой пост, перейдя в головную компанию. "Русагротранс" может возглавить заместитель руководителя государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Виктор Сухоруков.
В "Русагротрансе" от комментариев отказались, телефоны его владельцев вчера не отвечали. В документах "Рустранскома" говорится, что если планы по созданию холдинга реализуются и он добьется плановых показателей, то в 2013-2014 годах может пройти его допэмиссия, которая может быть "продана на рынках капитала". Если "Рустранскому" удастся выкупить долю ПГК в "Русагротрансе", то стоимость холдинга может составить около $1,5-2 млрд. Но Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" отмечает, что рентабельность "Русагротранса" по сравнению с другими операторскими компаниями "крайне низка". "И я не могу представить, чтобы эта ситуация изменилась, ведь государство вряд ли позволит перевозить дороже такой важный груз, как зерно (оператор может самостоятельно устанавливать вагонную составляющую тарифа, в среднем 15% от цены перевозки)",— считает аналитик. По ее мнению, общая стоимость холдинга не превысит $1 млрд.
Коммерсантъ, №80 от 04.05.2012
|