"Поскольку в России много свободного пространства, причем немалая часть - в плодородной черноземной зоне, возникает предположение, что Россия - важный игрок на международном аграрном рынке. Однако это не так: Россия - нетто-импортер пищевых продуктов", - пишет Беньямин Трибе.
Только с зерном картина другая. В 2011/2012 сельскохозяйственном году Россия оказалась третьим по величине экспортером пшеницы в мире, продав за границу 21 млн тонн. Тем не менее, страна далека от надежного статуса в этой области мирового рынка.
Протяженные транспортные пути, плохая инфраструктура, недостаток капитала и влияние политики, сначала пропагандирующей экспорт, потом снова его затрудняющей, каждый год заставляют задаваться одним и тем же вопросом: сколько российского зерна в этот раз попадет на российский рынок и попадет ли вообще?
По оценкам экспертов, общее производство сельхозпродукции вновь приблизилось к уровню 1992 года только в 2009 году. И хотя большая часть земли принадлежит крупным предприятиям, около половины продукции производится фермами.
Большая часть сельскохозяйственной продукции, от сахарной свеклы до масличных культур и яиц, производится для внутреннего потребления. На фоне этого развитие производства зерна выглядит как настоящая история успеха: выращивание озимых, а также инвестиции в технологию и менеджмент позволили с 1992 по 2009 год повысить производство на 38%, увеличив засеянную площадь только на 9%.
Больше всего зерна экспортируется в Египет и Турцию, кроме того, много российского зерна закупают Сирия, Иран, Иордания и Йемен. Все эти страны, отмечает автор, находятся поблизости от главного российского экспортного канала: поскольку зерно в основном выращивается на юге России, оно экспортируется по морю из Новороссийска через Босфор.
Помимо прочего, отмечает автор, экспорт не достигает предела своих возможностей из-за политических препон.
С помощью вариабельных экспортных пошлин, а также скупок и продаж для национального зернового резерва и даже запретов на экспорт, как в 2008 и 2010 годах, Кремль хочет обеспечить внутреннее снабжение.
Внутренние цены ниже мировых, что снижает желание инвестировать в эту отрасль. Вступление России в ВТО, затруднит эти практики, но не уничтожит возможность их применения.
Чтобы добиться роли одного из ведущих экспортеров зерна, России нужно не только стимулировать инвестиции в новые методы производства, но и найти надежную дорогу на мировой рынок, свободную от практических и административных препятствий.
Neue Zürcher Zeitung от 13.09.2012
|