Россельхозбанк (РСХБ) последним из госбанков решил привлечь к работе с проблемными розничными долгами коллекторов. Передать взыскание догов на аутсорсинг банк вынужден для оптимизации расходов — в последнее время объем просроченных розничных кредитов у него растет втрое быстрее, чем в среднем по рынку, а недавно утвержденная стратегия развития РСХБ предполагает рост эффективности бизнеса.
О том, что РСХБ планирует в ближайшее время запустить пилотный проект по привлечению коллекторов к работе с просроченными розничными кредитами, рассказали несколько источников, знакомых с планами банка. "На внутреннем уровне в банке соответствующее решение уже принято, в ближайшее время РСХБ объявит тендер по отбору коллекторов для передачи им долгов по агентской схеме — долг остается на балансе у банка, коллектор оказывает услуги по взысканию за комиссию 20-30% от суммы возвращенных денег,— говорит один из собеседников газеты "Коммерсантъ".— Пока сотрудничество будет проходить в рамках пилота. Если он будет признан успешным, то такая практика будет применяться на постоянной основе". По словам другого источника, в рамках пилота будет передан небольшой объем проблемных кредитов, но точная сумма еще не определена. "Как правило, чтобы оценить эффективность коллекторов, банки передают в работу нескольким агентствам одинаковые портфели и одновременно по однотипному портфелю работают сами,— рассказывает гендиректор агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров.— Традиционно в рамках пилота в работу агентствам передаются несколько сотен счетов на каждое агентство".
РСХБ входит в пятерку крупнейших банков по объему розничного кредитного портфеля. На 1 ноября его объем кредитов физлицам составлял 191,15 млрд руб. (5-е место), увеличившись с начала года на 30,6%, что соответствует среднерыночным темпам роста — 33,1%. Доля просрочки в розничном портфеле РСХБ, согласно данным РСБУ на 1 ноября,— 1,2%, при среднерыночном уровне, по данным ЦБ,— 4,4%. В абсолютном выражении на просроченные кредиты физлиц в РСХБ приходится 2,36 млрд руб.
В Россельхозбанке сообщили, что в настоящее время банк анализирует рынок коллекторских услуг и аналогичный опыт других банков в розничном сегменте. "Мы рассматриваем возможные регионы для пилотного запуска проекта,— отметили в пресс-службе банка.— При этом для РСХБ приоритетным является соблюдение баланса интересов клиентов и банка".
"С тех пор как другие госбанки начали сотрудничать с коллекторами, в РСХБ также стали теоретически рассматривать такую возможность",— говорит один из собеседников. Первым из госбанков привлекать к работе коллекторов начал ВТБ 24: в 2008 году банк начал передавать им просроченные розничные долги по агентской схеме, а осенью 2010-го впервые продал розничный портфель долгов. С тех пор ВТБ 24 делает это на постоянной основе. Сбербанк начал привлекать коллекторов к работе по агентской схеме в мае 2011 года, а первый тендер по продаже просроченных розничных кредитов провел в ноябре этого года, однако он был признан несостоявшимся. Вслед за Сбербанком привлекать коллекторов к работе стал и Банк Москвы (входит в группу ВТБ), в настоящее время банк также проводит тендер по продаже портфеля.
Пойти на передачу долгов коллекторам РСХБ вынужден, так как перед ним стоит задача повышения эффективности бизнеса. В частности, такая цель определена в недавно утвержденной набсоветом банка стратегии развития до 2020 года. "РСХБ — довольно молодой игрок на розничном рынке, серьезно развивать кредитование физлиц банк начал несколько лет назад,— отмечает аналитик рейтингового агентства Moody,s Евгений Тарзиманов.— Первое время розничный портфель РСХБ рос стремительно, такой рост размывал просрочку, однако сейчас темпы роста замедлились и РСХБ, как и другие банки, ищет пути эффективной работы с долгами". С начала текущего года объем просроченных кредитов РСХБ физлицам увеличился на 38,6%, в среднем по рынку рост составил 11,8%.
Коллекторы с нетерпением ожидают выхода на рынок нового игрока, хотя признают, что работа с долгами РСХБ, который в первую очередь ориентирован на кредитование сельских жителей, будет специфической. "С одной стороны, портфель РСХБ непроработан, и приход очередного крупного банка на наш рынок всегда плюс,— говорит Александр Федоров.— С другой — взыскание задолженности с сельских жителей имеет ряд нюансов, там гораздо больше выездной работы, так как возможности обзвона должников, особенно в удаленных регионах, ограничены".
"Коммерсантъ", №229 от 04.12.2012
|