Уже через два года в России заработает система социального питания, заявил на "Деловом завтраке" в "РГ" министр сельского хозяйства Николай Федоров. Система предусматривает как специализированные продовольственные программы для малообеспеченных граждан, так и снабжение отечественными продуктами питания учреждений социальной сферы.
Еще одна важная новость касается собственников сельхозземель. Участки планируют изымать через суды, если они будут использоваться не по назначению в течение года. Напомним, раньше собственникам сельхознаделов на "раскачку" давался трехлетний срок.
По мнению Николая Федорова, конечная цель всех преобразований - сохранение стабильности на продовольственном рынке. Именно поэтому на сельскохозяйственных землях надо выращивать свою капусту, императорский, между прочим, овощ, а не строить элитные коттеджи. Возможно, тогда на прилавках будет больше российских овощей по справедливым ценам.
Николай Васильевич, есть свежие данные о ценах на набор для щей. По данным Росстата, в годовом выражении инфляция капусты составила 49,9 процента, моркови - 11,7. А картофель, по данным минэкономразвития, подорожал на 20 процентов. Это выше, чем средняя инфляция по стране. Как вы оцениваете эту ситуацию? И можно ли бороться с "капустной" инфляцией?
Николай Федоров: Цифры такого рода - результат сезонных колебаний цен на отдельные виды продукции на агропродовольственном рынке. Но, если сгладить эти сезонные колебания, то уровень общей продовольственной инфляции за прошлый год составил 6,7 процента. Конечно, можно назвать виды продукции, выделяющиеся из общего тренда. Например, алкоголь. Рост цен с учетом спиртных напитков по итогам прошлого года составил 7,5 процента. Но это произошло в том числе в результате реализации государственной политики по сокращению потребления алкоголя. Кстати, отмечу, что этот вопрос находится в компетенции не минсельхоза, а Росалкогольрегулирования. А прогнозированием инфляционных процессов занимается минэкономразвития.
Но цены на продукты питания, конечно, зависят и от продуктивности сельского хозяйства. Поэтому на ситуацию будет влиять и эффективность выполнения новой госпрограммы развития сельского хозяйства, которая начала работать с этого года и рассчитана на ближайшие 8 лет. Задача программы, с одной стороны, обеспечить необходимую рентабельность сельхозпроизводства, с другой - не допустить чувствительного повышения цен, обеспечив доступность продовольствия потребителям. Вот такие непростые вопросы мы ежедневно решаем с коллегами по правительству России. В целом в минсельхозе считают, что продовольственная инфляция в этом году не должна превысить 7 процентов.
Ожидалось, что к снижению цен на продукты и расширению их ассортимента приведет вступление России в ВТО. Наша страна - член этой организации без малого полгода. Есть ли первые результаты соответствующие потребительским ожиданиям?
Николай Федоров: Как-то французский журналист попросил Дэн Сяопина (китайский политик и реформатор. - Ред.) дать оценку Великой французской революции, которой исполнилось 200 лет. Дэн Сяопин ответил, что еще рано подводить итоги. Тем более рано их подводить за еще неполные полгода функционирования нашей экономики в новых условиях. За это время в полную силу даже не заработали международные контракты. Но наше министерство ежедневно мониторит ситуацию на продовольственном рынке, в том числе и уровень цен. По одним группам товаров фиксируется увеличение стоимости, по другим, напротив, снижение. И наша задача - минимизировать возможные негативные последствия, в том числе за счет мер таможенно-тарифного регулирования. Также будем проводить антидемпинговые расследования, если в других странах-членах ВТО будут зафиксированы мероприятия, противоречащие условиям ВТО. К этому готовы и в минсельхозе, и в минпромторге, а также в Россельхознадзоре и Роспотребнадзоре. Постоянно работаем с отраслевыми союзами, которые лоббируют интересы российских предприятий. Будем заинтересованно реагировать на поступающие от них сигналы.
Вот первые сигналы. Свиноводы говорят о том, что их отрасль сделали "разменной монетой" в ходе переговорного процесса о вступлении России в ВТО. Условия импорта свинины на наш рынок самые либеральные. То же - с производителями риса.
Николай Федоров: Учиться работать в новых условиях некомфортно всем. А если при этом усиливается конкуренция, некоторые даже готовы кричать на весь мир. Но свиноводам действительно приходится нелегко. Импортные пошлины на поставки свинины в рамках квот обнулили, а на поставки живых свиней снизили с 40 до 5 процентов. Но к таким договоренностям пришли не вдруг, а в результате 18 лет переговоров. Поскольку это произошло, надо принимать дополнительные меры по защите наших производителей свинины. Чем мы и занимаемся.
Во-первых, председатель правительства в принципе одобрил предложение поддержать животноводов и особенно свиноводов в связи с удорожанием кормов, которое произошло из-за весенне-летней засухи 2012 года. Во-вторых, минсельхоз представил варианты по дополнительному регулированию международной торговли, не конфликтующие с условиями ВТО. Например, Россия предоставила так называемые "страновые преференции" в отношении отдельных развивающихся государств в виде минимальных импортных пошлин для ввоза сельхозпродукции. Мы проанализировали эту практику и пришли к выводу, что это обосновано не для всех стран. Мы помогаем развивающимся странам, а они должны откликаться на помощь адекватно. Это значит, что на дополнительные импортные поставки той же свинины, которые оцениваются в миллиарды долларов, Россия будет реагировать новыми требованиями. Но делать это цивилизованно, не нарушая международных правил.
Что касается производителей риса, то я не стал бы ситуацию драматизировать. Прямой конкуренции на этом рынке нет. Российский рис - это короткое зерно, которое производится в объемах, превышающих его потребление. Многие россияне предпочитают длиннозерный рис. И он не производится у нас в силу биоклиматических и других условий. В любом случае Россия будет длиннозерный рис закупать.
Спорные процессы в рамках ВТО будут происходить постоянно. Обстановка, если можно так сказать, творческая. И в ней нельзя работать, как раньше.
К одним из таких методов относится ограничение на ввоз мяса из США в Россию?
Николай Федоров: Эта мера была продиктована, в первую очередь, заботой о здоровье граждан России, хотя в США это пытались подать, как скандал с политической подоплекой. Россельхознадзор ввел ограничения на поставки американского мяса с содержанием рактопамина. На тему небезопасности этого вещества для здоровья человека - немало статей. Повторяться не буду. И вредным рактопамин признает не только Россия. Аналогичные ограничения еще до нас были введены Евросоюзом.
Пока только США не идут на контакт. Несколько дней назад мы обменялись официальными письмами с руководителями аграрных ведомств Канады, Мексики и Бразилии, которые заверили, что они понимают и принимают требования России в отношении рактопамина. Поэтому могу заверить, что ограничение на ввоз мяса из США не приведет к дефициту этого товара на рынке и росту цен. Если в России возникнет дополнительная потребность в импорте, ресурсов в других странах достаточно.
Со свиньями еще одна беда - африканская чума, выкашивающая поголовье. Чума уже дошла до севера страны. Какие меры принимает министерство?
Николай Федоров: Проблема эта комплексная и сложная. Изучив ее детально, прихожу к выводу, что борьба за децентрализацию полномочий в государстве во всем должна быть взвешенной и в меру. К сожалению, именно эта борьба в свое время привела к тому, что сейчас вопросы ветеринарной безопасности - в компетенции регионов. А африканская чума свиней - проблема общенациональная, федеральная. И даже несколько объединивших свои усилия субъектов Федерации не могут справиться с этой бедой. В советское время, когда африканская чума свиней бушевала в Одесской области, главный ветеринарный врач принял решение уничтожить все поголовье свиней и кабанов в регионе. В одной Одесской области было уничтожено более миллиона животных. Кто может принять такое решение сейчас в субъекте Федерации, тем более в условиях выборности губернаторов? В таком случае, прошу извинить за сравнение, могут быть уничтожены голоса избирателей.
В этой ситуации, мы, не дожидаясь выделения дополнительных средств на борьбу с чумой, уже начали финансировать перепрофилирование личных подсобных хозяйств на альтернативные виды животных. Деньги на эти цели направляем в рамках экономически значимых региональных программ. Порядка одного миллиарда рублей выделили регионам только во второй половине прошлого года, когда я возглавил министерство.
По госпрограмме развития сельского хозяйства в этом году предусмотрено дополнительное финансирование для борьбы с чумой свиней. Сумма будет определена в процессе рассмотрения документов, поступающих из регионов в комиссию минсельхоза по отбору экономически значимых региональных программ. Эти деньги будут направлены на перепрофилирование личных хозяйств, усиление мер безопасности, поиск эффективных способов борьбы с эпизоотией.
Недавно я встречался с председателем правления ОАО "Роснано" Анатолием Чубайсом. Известно, он человек творческий. Анатолий Борисович слышал о чуме свиней, но не включал вопрос в повестку дня. Мы долго совещались с ним, со специалистами, экспертами. Ему стало интересно. Таким образом, эта проблема, возможно, найдет решение и при помощи нано- и инновационных разработок.
Как вы относитесь к возвращению "Боржоми" и грузинских вин на российский рынок?
Николай Федоров: Признаюсь, "Боржоми" люблю. Но нельзя забывать, почему появилось решение о запрете. Вот пример. На недавней международной агропромышленной выставке в Берлине, мои коллеги купили в грузинском павильоне бутылку вина за 55 евро. Хотели взять больше, но коллеги из Грузии не продали и объяснили это тем, что ежегодно в их стране производится всего 2 тысячи бутылок такого вина. Возможно, это был элитный сорт. Но все равно, вдумайтесь, всего 2 тысячи бутылок. А в Россию раньше могли поставить и такого вида не меньше 200 тысяч бутылок. В том числе и поэтому Роспотребнадзор обратил внимание на эту проблему. Россия должна бороться с суррогатом, к тому же опасным для здоровья. Поэтому если наши коллеги из Грузии готовы поставлять качественную продукцию - добро пожаловать.
А какие виды продовольствия сегодня готова поставлять Россия на международный рынок?
Николай Федоров: Как раз позитивным результатом вступления России в ВТО стало то, что перед теми, кто умеет или хочет научиться работать по правилам современной международной торговли, открываются зарубежные рынки. То, что Россия продает зерно, сейчас звучит банально. Но никак нельзя назвать банальным экспорт российского риса, льна масличного, нута, рапса, растительного масла, который по итогам прошлого года исчисляется в миллионах тонн. Кроме того, Россия начала экспортировать сахар. А в этом году Евросоюз открыл рынок для российских производителей мяса птицы и яиц.
Увеличение экспортных поставок российского продовольствия - тенденция позитивная. Ведь эта продукция произведена нашими крестьянами, хлеборобами. Они заработали деньги, тем самым обеспечив стабильность экономики своих хозяйств, а значит, и стабильность на отечественном продовольственном рынке. Поэтому давайте порадуемся и за них. Хотя наша задача - продавать сельхозпродукцию глубокой переработки, с высокой добавленной стоимостью.
Минсельхоз разрабатывает систему социального питания. Раскройте подробности проекта.
Николай Федоров: Такой институт предусмотрен в госпрограмме развития сельского хозяйства. Речь идет о поставках отечественного продовольствия в детские сады, школы, оздоровительные лагеря, дома ветеранов, лечебные учреждения, вооруженные силы. Нами создана межведомственная рабочая группа по этому вопросу, утверждена дорожная карта. Определены несколько "пилотных" регионов, которые в этом году получат финансовую поддержку на эти цели. Тема эта чрезвычайно важная, ей уделяется большое внимание даже в развитых странах. Например, 74 процента, а это 115 миллиардов долларов бюджета министерства сельского хозяйства США 2013 года приходится на Службу продовольствия и питания (FNS), реализующую различные программы внутренней продовольственной помощи. Крупнейшая из них - программа льготного приобретения продуктов питания (SNAP) - охватывает 45 миллионов американцев при объеме финансирования в 80 миллиардов долларов. Это делается через специализированные магазины и специальные карты.
Сейчас рано говорить, как этот механизм будет выглядеть в России, но при его разработке мы учтем и опыт США, и других стран. Не факт, что эти карты будут называться "продовольственными", в том числе и потому, что у целого поколения наших граждан еще живы негативные воспоминания о продовольственных талонах перестроечных времен. Да и по сути это будет совсем другой инструмент. Пока его можно назвать "картами социальной помощи". Кстати, механизм хорош еще и тем, что не противоречит ВТО.
Торговый оборот пищевых продуктов для организации социального питания в учреждениях социальной сферы составляет более 400 миллиардов рублей при объеме годового потребления порядка 8 миллионов тонн сельхозсырья и продовольствия. Это фактическая потребность. Потенциальная потребность по рациональным нормам здорового питания оценивается экспертами в 11 миллионов тонн продовольствия на сумму 640 миллиардов рублей.
К сожалению, сейчас социальное питание наименее сбалансировано по белкам животного происхождения и фруктам, которые имеют наивысшую пищевую ценность, высокую долю в стоимости и преимущественно привозятся из-за рубежа. Замена импортной продукции на отечественную позволит обеспечить сбалансированный рацион питания и поддержать сельхозпроизводство. Система должна заработать к 2015 году. Прежде всего, для малообеспеченных слоев населения.
Некоторые эксперты высказывают опасения по поводу предстоящей посевной. Беспокойство вызывает изношенность техники, недоступность кредитов.
Николай Федоров: У меня есть и такая мечта - радикально обновить парк сельхозмашин. На эти цели на этот год выделено 2 миллиарда 300 миллионов рублей. В целом эта сумма позволит в этом году реализовать примерно 10 тысяч единиц сельхозтехники по льготным ценам, это примерно треть от скромной среднегодовой потребности. Но этого недостаточно. Понимание в правительстве по этому вопросу есть. Поэтому при первой же возможности правительство России будет добавлять ресурсы на приобретение сельхозтехники по льготным ценам.
Теперь о кредитах. 40 миллиардов рублей выделены недавно государством на докапитализацию Россельхозбанка. Существенная доля этих средств будет направлена на реструктуризацию кредитов предприятий, которые оказались в сложном финансовом положении, в том числе из-за прошлогодней засухи. Кроме того, почти треть этой суммы пойдет на расширение льготного кредитования агропредприятий. Еще треть общей суммы будет направлена на сохранение льготных процентных ставок по основным кредитам. По ряду направлений мы продлеваем льготное инвесткредитование с 8 до 15 лет. Это касается предприятий, занимающихся мясным животноводством. Ищем ресурсы, чтобы такие же условия предусмотреть для молочного животноводства.
Конечно, хотелось бы, чтобы институты развития отрасли, в том числе кредитные, были более эффективными. Работа в правительстве над этим идет, и достаточно дружная. Возможно, что-то будет реформироваться. Потому что оставлять все как есть сегодня, например, с планами приватизации Россельхозбанка или "Росагролизинга", Объединенной зерновой компании, не предлагая альтернатив, мы не можем.
К вопросу о реформах. Читатель Константин Зеленин, капитан траулера из Владивостока спрашивает: будет ли в России создано министерство рыбного хозяйства или иное ведомство, предполагающее вывод Росрыболовства из подчинения минсельхозу?
Николай Федоров: Создание министерства рыбного хозяйства или любого другого ведомства, также как и вопросы подчинения федеральных ведомств - не компетенции уважаемого капитана Зеленина или министра Федорова. Эти вопросы по Конституции находятся в компетенции президента России. Президент принял решение о сегодняшней действующей структуре недавно - в мае прошлого года.
Конечно, кому-то можно дискутировать на эту тему, писать письма, в том числе и президенту. Но я думаю, наша задача - и министерства и всех рыбаков - эффективно работать в рамках принятых решений на своем участке ответственности. Я в большой политике с 1989 года. И видел немало реорганизаций и следующих за ними эмоций.
То, что пытаются инициировать некоторые деятели в названной отрасли, я называю "хлестаковщиной". Еще раз повторю: сейчас наша задача качественно выполнять указ президента и вместе с Росрыболовством результативно работать для создания современного рыбохозяйственного комплекса.
Вы - потомок крепких крестьян. Наверное, для вас слово "земля" не пустой звук. В России вступил в силу закон о совершенствовании оборота земель сельхозназначения. Это привело к заметным результатам?
Николай Федоров: У минсельхоза были разногласия с минэкономразвития и минфином в отношении ужесточения ответственности за использование сельхозземель не по целевому назначению. Они были преодолены только в январе этого года. В итоге в правительство был внесен согласованный проект федерального закона, направленного на ужесточение ответственности за ненадлежащее использование землевладельцами и чиновниками сельхозземель. За использование участков не по целевому назначению и ненадлежащий уход за ними штрафы предлагается увеличить более чем в 5 раз по сравнению с действующим порядком, в том числе в отношении должностных лиц в среднем в 15 раз. Кроме того мы предложили сократить срок использования земельного участка не по назначению, по истечении которого участок может быть изъят, с трех лет до одного года. Мы также требуем, чтобы в каждом регионе по критериям, которые устанавливает Минсельхоз России своими нормативами, утверждался перечень особо ценных и продуктивных сельхозугодий, использование которых для других целей не допускается.
До июля планируется распродать почти все зерно из интервенционного фонда. В нем останется 300 тысяч тонн. Не мало?
Николай Федоров: Сейчас готовимся к совещанию по обсуждению перспектив фонда. Возможно, пойдем по пути его экстенсивного наполнения, будем закупать зерно не только внутри страны, но и за рубежом, если это выгодно. Но это еще не решение. Также обсуждается вариант создания специализированного фонда зерна на бюджетной основе. Интервенционный фонд больше работает на коммерческой основе. И это на уровне обсуждений. В любом случае не допустим, чтобы в интервенционном фонде не было зерна. Помимо госрезерва в виде интервенционного фонда в России есть переходящие запасы. На 1 января этого года - 25 миллионов 300 тысяч тонн. Есть и официально неучитываемое зерно, которое эксперты оценивают в 3-5 миллионов тонн. Но крайне нежелательно допускать, чтобы переходящие запасы были менее 10 миллионов тонн. Вопрос в той или иной форме по наполнению интервенционного фонда как госфонда, решится в ближайшее время.
Российская газета от 07.02.2013
|