РЖД ищут новые способы разгрузки железнодорожных путей. Госмонополия решила бороться с «брошенными» на путях поездами, ограничив количество находящихся на станциях составов. Операторы усматривают в таком решении создание преференций «дочкам» РЖД.
Как стало известно РБК daily, с 1 марта монополия собирается установить условный, а с 1 апреля безусловный контроль за тем, чтобы станции погрузки и некоторые — отгрузки, а также погранпереходы не превышали свою пропускную способность.
В РЖД отметили, что нововведение в первую очередь направлено на борьбу с «брошенными поездами и разгрузку инфраструктуры». В компании пояснили, что система контроля соблюдения лимита будет применяться, если станции полностью забиты вагонами. «Нам ведь самим невыгодно ограничивать погрузку», — признался представитель железнодорожной монополии.
Отправители зачастую заказывают вагоны «про запас», тем самым страхуясь на случаи задержек или ремонтов вагонов. Парк, заказанный сверх нормы, как правило, отправляется в отстой. К местам потенциальной погрузки стремятся направить свой подвижной состав и операторы. В результате число скапливаемых на станциях вагонов нередко превышает их пропускные способности, парализуя их работу.
Операторы в свою очередь утверждают, что проблемы с избытком парка на станциях чаще всего происходят из-за госмонополии, которая затягивает, а то и вовсе отказывается согласовывать заявки на отправку груза. «Преференции в первую очередь делаются «дочкам» монополии, а тем временем компания собирается ограничить содержание вагонов на станциях», — утверждает топ-менеджер одной крупной операторской компании.
Предпочтение будет отдаваться компаниям, которые успели раньше других подать заявку на отправку груза, утверждают в РЖД.
Большинство опрошенных РБК daily отправителей угля, металлов, химии и леса признались, что впервые слышат о новых правилах РЖД. «Очевидно, что это часть работы РЖД, проводимой по внедрению календарного планирования перевозок, но введение таких ограничений может усложнить коммерческую деятельность производителей», — заявили в «Уралхиме».
Ситуация с пропускными способностями станций обострилась в 2006—2007 годах, когда на рынке сформировалось почти 2 тыс. собственников вагонов, рассуждает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. В данном случае действия РЖД обусловлены необходимостью повысить количество доставляемых грузов в срок, отмечает аналитик. Даже ценой того, что новация монополии снизит доходность собственников и операторов вагонов, отметил глава агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
РБК daily от 26.02.2013
|