На черноземном мясном рынке может измениться состав игроков. Перемены, по мнению экспертов, затронут всех производителей.
Последние события на зерновом рынке заставили животноводов задуматься о том, как работать дальше. Стоимость зерна растет, а в условиях снижения цен на готовую продукцию из-за хлынувшего импорта доля кормов в себестоимости килограмма мяса стала занимать до 80 процентов.
Сложную ситуацию в российском животноводстве обсудили участники заседания Зернового клуба, прошедшего в Белгородской области. Производители дали понять, что работают в убыток и могут уйти с рынка, а аналитики назвали это заявление вполне логичным.
- Простой пример: в октябре прошлого года зерно стоило пять рублей за килограмм, а килограмм мяса птицы - примерно 90 рублей, - заметил генеральный директор одного из местных агрохолдингов Игорь Барщук. - Сегодня цена зерна 11,5 рубля, а мяса - 68. При этом зерно формирует 70 процентов себестоимости мяса, и наша рентабельность снизилась почти на треть.
Эксперты называют ситуацию ценовыми ножницами, в которые попала отрасль мясного животноводства и переработчики. Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин говорит о том, что вступление во Всемирную торговую организацию не стало здесь решающим фактором, но повлияло существенно.
- Сначала это отразилось на рынке свинины - ее цена упала из-за низкой стоимости импортной продукции, а затем стало воздействовать на рынок мяса птицы, - отмечает Сергей Юшин. - Цена свинины пошла резко вниз как для переработчиков, так и для ретейлеров, покупателей. Производители мяса птицы, борясь за место на магазинной полке, тоже начинают снижать цену, находясь под давлением.
По словам специалиста, такие тенденции в ценообразовании вполне закономерны. Ведь в настоящее время на мясном рынке - избыток предложения, особенно в ЦФО, ведь только в Белгородской области производят более миллиона тонн мяса.
- Если мы проанализируем ситуацию, то увидим, что сейчас нашими конкурентами являются глобальные игроки. Раньше, когда мы сравнивали объемы производства, то видели: одна бразильская компания выпускала мяса больше, чем вся Российская Федерация. И вот, совсем недавно, впервые в истории в список крупнейших мировых производителей попали отечественные компании, поэтому России нужно делать ставку на консолидацию отрасли. Пока же этого не происходит, - констатирует Сергей Юшин. - Импорт не снижается, а собственное производство продолжает расти.
Стабилизировать же ситуацию, по словам эксперта, сложно:
- Если раньше Россия могла принимать оперативные меры, то сейчас, находясь в широком экономическом пространстве - Таможенном Союзе и ВТО, - сделать это не так просто.
Так, пятая часть импорта мяса птицы попадает на российские прилавки из Белоруссии. Импортной свинины на отечественном рынке - вообще почти в два раза больше, если считать и продукты переработки, в том числе костную муку. Все это, по мнению аналитиков, может привести к тяжелым последствиям для некоторых игроков.
- Может быть, одни станут сокращать поголовье и таким образом снижать убытки. Может, другие не будут заводить свиней и птицу, а кто-то и вовсе заморозит проекты, - предполагает Сергей Юшин. - С рынка могут уйти старые, неэффективные комплексы, ну и более быстрыми темпами начнет сокращаться поголовье в личных подсобных хозяйствах.
Федеральное правительство рассматривает возможность компенсации производителям роста цен на корма
Игорь Барщук с экспертом согласен, и хотя замораживать намеченные проекты он не собирается, о проблеме говорит не без иронии:
- Да никакой трагедии не произойдет. Ну, уйдут с рынка одни игроки, на их место придут другие. - И уже серьезнее добавляет: - Только не надо забывать, что за каждым из таких производителей стоят люди, которые трудятся на этих предприятиях.
- Мы не можем предположить, с какой скоростью будут "вылетать" с рынка производители мяса. Естественно, что производство в личных подсобных хозяйствах тоже снизится. И в этой связи возникает вопрос: будут ли эти выпадающие объемы замещаться, и если да, то - чем? Импортом? - спрашивает Сергей Юшин.
На заседании прозвучало, что федеральное правительство рассматривает возможность компенсации сельхозпроизводителям роста цен на корма. Многие участники форума признались: на эту поддержку, которая ожидается в сумме 15 миллиардов рублей, рассчитывают почти все. Однако экспертное сообщество надежд производителей не разделяет.
- Даже если будет принято положительное решение о выделении денег, то до игроков рынка они дойдут к июню, - говорит Сергей Юшин. - При этом семь миллиардов из 15 планируется выделить свиноводам, немного - птицеводам, еще чуть-чуть - производителям яйца. А вот отрасль мясного КРС вообще выпала из этой системы.
Когда ситуация изменится к лучшему, никто из экспертов точно сказать не смог. "Надо учитывать множество факторов", - говорят они, называя тренды на рынке зерна и мяса непредсказуемыми.
- Все критически зависит от урожая в будущем году. В некоторых регионах ситуация с озимыми напряженная. В южных, к примеру, на полях вообще нет снега. Минимальные заморозки - и мы получим большие проблемы, - поясняет Сергей Юшин.
К тому же, по его словам, имеющаяся система господдержки может оказаться невостребованной.
- Сельхозпроизводителям субсидируют кредиты - это основа государственной поддержки. Но если инвестиционная ситуация не будет привлекательной, то люди брать деньги в банках не будут. И что же тогда будем поддерживать?
Впрочем, эксперты уверены, что вся отрасль умереть попросту не может. Особенно птицеводческая. По их мнению, российский производитель может предложить своему покупателю то, чего нельзя привезти ни из одной страны мира, например, свежий продукт.
- Охлажденную птицу ни из Европы, ни откуда-то еще нельзя привезти, - говорят эксперты, утверждая, что для "заморозки" на прилавках и так места нет. В связи с этим аналитики уверены: в нынешних условиях у российских производителей два пути - или уйти с рынка, или прочно занять нишу, на которую зарубежным конкурентам и претендовать не стоит.
А как у соседей?
Свиноводы Липецкой области бьют тревогу. Большинство мелких хозяйств из-за прошлогоднего подорожания кормов и кормовых добавок находятся на грани разорения. Оптимизма фермерам не добавляет и вступление России во Всемирную торговую организацию. Из-за снижения в августе прошлого года пошлин импорт свинины увеличился практически на 50 процентов. Цены на корма подскочили еще в июле 2012 года из-за засухи. Те, кто успел сделать запасы, по словам представителей отрасли, как-то держатся на плаву. Справиться с ситуацией в регионе удается и крупным производителям свинины. Остальные видят для себя единственную перспективу - сокращать поголовье.
Фермеры сетуют, что и в этом случае не удается продать мясо по нормальной цене. Как только начался рост импорта свинины, цена на нее упала с 94 рублей за килограмм в августе до 70-71 рубля в середине декабря. Масштабное сокращение поголовья этот процесс только усугубляет: рынок перенасыщен мясом, и закупочная цена на него продолжает идти вниз. Хотя для обычного покупателя свинина дешевле не стала. Все это, как отмечают животноводы, делает производство нерентабельным. Ситуацию отягощает и то, что помимо кормов регулярно растут цены на электроэнергию и газ. К тому же многие фермеры вынуждены выплачивать кредиты. По их словам, в такой ситуации получается только гасить проценты, а основной долг выплатить очень сложно.
Российская газета №41 от 26.02.2013
|