Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

Эксперт: Ставка больше, чем порт

19-е марта 2013г.

На юге России разворачивается новый акт драматической схватки двух основных групп влияния в российской элите. В кульминационную стадию вошла борьба за контроль над крупнейшим в стране Новороссийским морским торговым портом (НМТП), ключевыми акционерами которого являются АК «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, близкого к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. А 20-процентный госпакет акций порта главный оппонент Дворковича – Игорь Сечин – еще год назад предложил передать «Роснефти». В день, на который было назначено заседание совета директоров, где предполагалось определить новый состав руководства ОАО НМТП, против одного из его топ-менеджеров было возбуждено уголовное дело, в офисе компании прошли обыски.

Разыскивается 53-летний мужчина

Имя человека, в отношении которого 15 марта было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 204 УК РФ («Служебный подкуп»), в официальном сообщении Следственного комитета РФ не указано. В новости, опубликованной на сайте ведомства, упомянут некий 53-летний мужчина, «который в 2011 году, занимая должность временного генерального директора ОАО "Новороссийский морской торговый порт", создав видимость законности сделки в виде займа, получил денежные средства в сумме 1,5 млн долларов США за пролонгацию договора перевалки и транспортной экспедиции скоропортящихся грузов, ввозимых на территорию России, заключенного между ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и ООО "Черноморский альянс", учредителем которого являлся один из заявителей». Однако из информации о возрасте подозреваемого легко догадаться, что им является нынешний генеральный директор ОАО НМТП Радо Антолович, который родился в 1959 году; он работал в компании с апреля 2011 года.

Гендиректором НМТП Радо Антолович – словенец, принявший российское гражданство, – стал в апреле 2012 года (сначала с приставкой «и.о.», а в июле прошлого года был подавляющим большинством голосов утвержден в должности акционерами). В стивидорной отрасли Антолович, возглавлявший порты в Европе, Азии и Океании, пользуется репутацией топ-менеджера высшего класса; до НМТП он возглавлял российское подразделение логистической компании DP World. Его появление в Новороссийске означало, что НМТП выходит на стадию превращения в транснационального портового оператора.

При предыдущем гендиректоре НМТП Игоре Вилинове был успешно решен ряд масштабных задач развития порта – модернизация мощностей и консолидация многочисленных активов на его территории, а также выход на IPO (в 2007 году 18,1% акций порта было продано на Лондонской бирже, по итогам размещения капитализация компании составила 4,9 млрд долларов). Заключительным событием этого периода стало формирование нынешней структуры группы НМТП, объединяющей восемь компаний, шесть из которых находится в Новороссийске, а еще две (Приморский торговый порт и Балтийская стивидорная компания) – в Ленинградской области.

Именно в этот момент в число крупных акционеров НМТП вошла группа «Сумма», которая ранее владела вместе с «Транснефтью» нефтеперевалочным Приморским портом на Балтике. В результате многоступенчатой сделки «Сумма» и «Транснефть» через зарегистрированную на Виргинских островах структуру Novoport Holding Ltd получили в паритетное владение 50,1% акций ОАО НМТП, которыми ранее владели предприниматели украинского происхождения Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. Договоренность между «Суммой» и «Транснефтью» предполагала, что первая будет курировать перевалку генеральных, навалочных и контейнерных грузов, а вторая – наливные, которые в структуре грузооборота группы НМТП занимают львиную долю (в 2012 году из 159 млн тонн общего грузооборота группы на наливные грузы пришлось 131,1 млн тонн). При этом в совет директоров ОАО НМТП группа «Сумма» делегировала трех человек (включая самого Зиявудина Магомедова), «Транснефть» – двоих, и еще двое членов совета представляют государство как владельца третьего по объему пакета акций компании в 20%.

В общем грузообороте морских портов России на долю группы НМТП приходится порядка 30%. В рейтинге крупнейших компаний ЮФО, составленном аналитическим центром «Эксперт Юг», группа НМТП по итогам 2011 года заняла 18-е место с показателем выручки 30,846 млрд рублей и чистой прибыли 3,735 млрд рублей. Благодаря присоединению активов на Балтике рост выручки составил почти 60%. В 2012 году, по словам Радо Антоловича, несмотря на нестабильность мировой экономики и суровые погодные условия, группе удалось достичь рекордных показателей обработки грузов. По отдельным грузам – нефтепродуктам, черным металлам и зерну – была показана динамика роста, опережавшая среднерыночную. Это дало Антоловичу основание утверждать, что он и его команда справляются с возложенными на них обязанностями на 100%. В нынешнем году гендиректор НМТП прогнозировал рост грузооборота еще на 5-10 млн тонн, а объем инвестиций в развитие группы до 2015 года должен был составить 200 млн долларов.

Однако видимость безоблачного альянса сохранялась недолго. В начале февраля президент «Транснефти» Николай Токарев (фигура, близкая к президенту Владимиру Путину) направил в адрес Зиявудина Магомедова, председателя совета директоров НМТП Марата Шайдаева (ранее – президента ООО «Сумма капитал») и Радо Антоловича письмо с требованием смены менеджмента компании. В этом документе говорилось о «неоднократном игнорировании позиции "Транснефти" и ее представителей» в совете директоров НМТП, в связи с чем предлагалось избрать нового председателя совета (на эту должность был предложен первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин) и приостановить полномочия гендиректора. Кроме того, утверждалось, что менеджмент порта в ущерб интересам «Транснефти» отдает приоритет тем видам грузов, которые при разделе сфер влияния между стратегическими партнерами достались «Сумме». 

Тем не менее в конце февраля появилось сообщение, что стороны нашли выход из кризиса. В результате проведенных консультаций было решено, что на грядущем 15 марта заседании совета директоров ОАО НМТП пост его председателя все же займет Максим Гришанин, но Радо Антолович останется гендиректором. Однако возбуждение уголовного дела и обыски в НМТП в день назначенного заседания совета директоров означают, что либо компромисс так и не был найден, либо в дело вмешалась некая третья сила.

Успешный однокурсник

Ситуацию, сложившуюся вокруг Новороссийского порта, необходимо рассматривать в контексте борьбы двух наиболее влиятельных групп российской элиты – «партии» Владимира Путина и президента «Роснефти» Игоря Сечина, с одной стороны, и «партии» Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича – с другой. Тот факт, что влиятельность Зиявудина Магомедова резко выросла именно в период президентства Медведева, принято связывать прежде всего с хорошими отношениями Магомедова с Дворковичем, с которым Магомедов учился на одном курсе экономфака МГУ. Сам Дворкович близкую связь с миллиардером не отрицает. «Мы практически постоянно общаемся, и за все эти годы общение не прерывалось – кроме тех лет, когда я не был в стране», – заявил вице-премьер в прошлогоднем интервью газете «Ведомости». Но при этом Дворкович настаивает, что приятельские отношения не означают каких-либо преференций компаниям Магомедова или любого иного своего «успешного однокурсника».

Тем не менее только с 2010 по 2011 годы состояние Зиявудина Магомедова, по оценке журнала «Финанс», выросло с 800 млн до 3 млрд долларов, что позволило ему повысить свое место в рейтинге издания сразу на 47 пунктов (с 88 до 41). Рейтинг «Форбс» оценивает рост состояния Магомедова скромнее – с 0,75 млрд долларов в 2011 году (131-е место) до 0,9 млрд долларов в 2012 году (111-е место). Впрочем, место в рейтингах – показатель в той или иной степени условный; куда важнее – количество прецедентных проектов, в которых за последние годы приняла участие «Сумма».

В июле 2009 года группа Зиявудина Магомедова стала обладателем контрольного пакета акций ЗАО «СУИпроект № 1» – генподрядчика второй очереди реконструкции Большого театра; сам Магомедов выступил попечителем театра. Еще одно подразделение «Суммы» – ООО «Интэкс» – занималось концепцией разработки футбольного стадиона в Казани на 45 тыс. мест – крупнейшего объекта Универсиады 2013 года. В январе 2011 года «Сумма» становится акционером НМТП, а в октябре подписывает генеральное соглашение на строительство и эксплуатацию нефтяного терминала Tank Terminal Europoort West в порту Роттердама (со стороны «Суммы» выступала контролируемая ею компания Shtandart TT B.V., победившая в открытом конкурсе). Предполагалось, что нефть марки Urals для нового терминала площадью более 55 га и емкостью около 3 млн кубометров будет поступать в основном из Приморского порта. Кроме того, «Сумма» и порт Роттердама подписали соглашение о «глобальном стратегическом партнерстве». А в мае 2012 года ООО «Инвестор», одна из структур «Суммы», стало стратегическим инвестором Объединенной зерновой компании – крупнейшего зернотрейдера, принадлежащего государству. В Дагестане – родной республике Зиявудина Магомедова – компания, близкая к семье предпринимателя, в прошлом году начала крупный проект в АПК – комплекс «АгроДагИталия» стоимостью 227 млн евро.

Попутный ветер для «Суммы» сменил направление в начале этого года. В январе Росприроднадзор объявил об экологических претензиях к Приморскому торговому порту с обязательством установки нового оборудования. В феврале Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил отказ в иске телекоммуникационному подразделению холдинга – компании «Сумма телеком» – к Государственной комиссии по радиочастотам о правах на частоты в диапазоне 2,5-2,7 гигагерц, выделенные под развитие сетей LTE. Тогда же Федеральное агентство железнодорожного транспорта подало в Арбитражный суд Москвы иск на 5,05 млрд рублей к входящему в группу «Сумма» ООО «Стройновация», которому был предоставлен аванс на строительство государственного участка железной дороги Кызыл–Курагино. Ранее «Стройновация» отказалась от оспаривания в суде итогов прошлогоднего конкурса по развитию Новороссийского транспортного узла (стоимость контракта – 9,4 млрд рублей), который выиграло омское НПО «Мостовик». Наконец, конфликт вокруг НМТП. По любопытному стечению обстоятельств, свое уже упомянутое письмо Николай Токарев направил представителям «Суммы» в тот же день, в который Владимир Путин устроил в Сочи публичную выволочку другому северокавказскому «политическому капиталисту» из группы Медведева–Дворковича – председателю совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеду Билалову, который приходится Зиявудину Магомедову двоюродным братом. 

Фактор Сечина  

Могущественный Игорь Сечин, в годы президентства Дмитрия Медведева занимавший пост вице-премьера российского правительства, не скрывал, что он против альянса «Суммы» и «Транснефти» в Новороссийском порту. Козырем, который он рассчитывал разыграть, был 20-процентный госпакет акций ОАО НМТП. Ровно год назад Сечин выступил с инициативой объединить его с пакетом РЖД (5,3%), что в сумме дало бы блокпакет, и продать его «Роснефти». Однако против этого выступило, с одной стороны, Минэкономразвития, настаивавшее на проведении продажи госпакета в форме аукциона, а с другой – собственно «Сумма» и «Транснефть», которые также не скрывали своего желания поучаствовать в приватизации доли государства в НМТП. Свою консолидированную позицию альянс в марте прошлого года представил в стратегии развития группы НМТП до 2020 года, ее реализацией и должен был заниматься Радо Антолович. Стратегия предусматривала увеличение инвестиций на расширение мощностей контейнерного и зернового терминалов, а также строительство терминала реверсивного цикла по перевалке железорудного сырья. Кроме того, предусматривалось увеличение доли группы НМТП в перевалке нефтепродуктов в Северо-Западном и Азово-Черноморском бассейнах.

Формальную победу в аппаратной борьбе за порядок расставания государства с пакетом акций НМТП одержало Минэкономразвития. В середине прошлого декабря его глава Андрей Белоусов заявил, что приватизация госпакета будет осуществлена в феврале-марте этого года. Первый вице-премьер Игорь Шувалов ранее сообщал, что пакет, скорее всего, будет продан стратегическому инвестору, а глава Росимущества Ольга Дергунова уточняла, что количество претендентов на пакет доходит до 35. При этом государство планировало сохранить за собой специальное право на участие в управлении активом («золотую акцию»).

Однако решение выставить госпакет НМТП в открытую продажу вовсе не означало, что Игорь Сечин отказывается от борьбы за порт. Аналитики уже высказали предположение, что «Роснефть» может профинансировать покупку госпакета независимым игроком, через которого в дальнейшем сможет проводить свою политику. Одним из вероятных претендентов на эту роль называют группу «Дело» экс-депутата Госдумы Сергея Шишкарева, которая владеет на территории Новороссийского порта рядом независимых от группы НМТП активов (контейнерный терминал мощностью 350 тыс. TEU, нефтеперевалочный комплекс на 500 тыс. тонн в год и зерновой терминал на 2 млн тонн). Шишкарев считается бизнесменом, близким к Игорю Сечину, а в конце прошлого года его группа начала консолидацию стивидорных активов в рамках структуры Delo Ports Ltd.

Возвращаясь к текущей ситуации вокруг НМТП, остается только догадываться, что именно могло нарушить предварительные договоренности «Траснефти» и «Суммы» перед решающим заседанием совета директоров порта – слишком уж резко произошел переход от объявленного компромисса к силовому сценарию. Любопытным представляется то обстоятельство, что один из авторов заявления, на основании которого было возбуждено дело против Радо Антоловича, в настоящее время находится в местах лишения свободы. По данным СПАРК, учредителями компании «Черноморский альянс» (в 2011 году была зарегистрирована в Новороссийске) являются два физлица – Ольга Лапшина и Арсен Галстян, который имел в Новороссийском порту репутацию «фруктового короля». В июне прошлого года Галстян был приговорен к трем годам колонии общего режима по обвинению в мошенничестве при таможенном оформлении ввезенного из Турции винограда. «По оперативным данным, у Галстяна много соучастников, – сообщала тогда ГТРК "Кубань". – Ниточки следствия ведут в таможенные органы, транспортную полицию и к руководству порта». Сообщалось также, что в мае 2011 года в контейнере с картофелем, прибывшем в Новороссийск из Египта, было обнаружено 30 кг кокаина, и оперативно-розыскные мероприятия подтвердили, что контейнер шел в одну из компаний, входящих в холдинг «Черноморский альянс». Примечательно также, что и приговор Галстяну, и постановление, на основании которого производились обыски в НМТП, исходили из одной инстанции – Октябрьского районного суда Краснодара.

Основной риск, связанный с конфликтом вокруг НМТП, связан, по мнению аналитиков, с тем, что его развитие может вызвать проблемы с операционным управлением портом и повлечь за собой снижение курса его акций. За последний год акции компании существенно подорожали (более чем на 27%), в том числе потому, что «Сумма» активно скупала бумаги НМТП, находящиеся в свободном обращении. На новость об уголовном деле и обысках рынок предсказуемо отреагировал снижением котировок – в понедельник 18 марта стоимость акций НМТП, по данным «Финам.ру», уменьшилась более чем на 2%. На 19 марта назначено заседание совета директоров порта. Что касается Радо Антоловича, то он, по имеющимся на данный момент сведениям, сейчас находится за границей, но уже успел прокомментировать последние события: «Я узнал об обвинениях из СМИ. Считаю их совершенно необоснованными и буду отстаивать свою позицию».

«Expert Online» от 19 мар 2013г.



.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020