Показатели погрузки зерна по сети в этом году пока совсем не радуют. Однако прогнозы экспертов обнадёживают: во втором полугодии за счёт нового урожая перевозки зерновых должны набрать обороты.
По данным департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД», с начала года (по состоянию на 14 марта) по сети погружено 1,93 млн тонн зерна – всего 47,1% к объёмам аналогичного периода 2012 года.
Главная причина столь резкого падения перевозок зерновых лежит на поверхности. Урожай зерна в России в 2012 году был крайне низким: в годовом выражении его объём составил 70,4 млн тонн в чистом весе. Годом ранее он достиг 94,2 млн тонн. Естественно, это не могло не отразиться на объёмах транспортировки зерна.
Инженер-эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Игорь Смирнов замечает: объём прошлогоднего урожая соответствует общему ежегодному объёму потребления зерновых в стране (оценивается на уровне 69–70 млн тонн). Иными словами, в прошлом году зерна было выращено только для удовлетворения внутреннего спроса. «Конечно, здесь необходимо учитывать и имеющиеся в России резервы зерновых, – уточняет эксперт. – Тем не менее объёмы экспорта могли существенно упасть, что и сказалось на столь резком снижении общего объёма грузоперевозок зерна».
Его версию подтверждают слова начальника логистического центра Северо-Кавказской железной дороги Романа Бабкина. «Терминалы пустые, автотранспорт тоже ничего не везёт. Зерна нет в принципе на экспорт», – посетовал он, предположив, что проблема кроется в рынке зерна: то ли цены не складываются, то ли качество не устраивает зарубежных покупателей.
Старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов напомнил, что в конце января Министерство сельского хозяйства России снизило прогноз экспорта зерна на текущий сельскохозяйственный год (1 июля 2012 года – 30 июня 2013 года) до 14 млн тонн вместо ранее прогнозировавшихся 15,5 млн тонн. По мнению эксперта, главным образом это связано с неконкурентоспособностью российских зерновых на мировом рынке по цене.
«Для сравнения: средняя контрактная экспортная цена на пшеницу российского производства за февраль составила $328 за тонну, а средняя цена на пшеницу из США – $298, и есть тенденция дальнейшего снижения», – отметил он.
Впрочем, за счёт внутренних перевозок, прогнозирует эксперт, к концу года ОАО «РЖД» успеет нарастить достойный общий объём перевозок высокодоходного для сети груза.
«Крупнейший производитель зерна – Краснодарский край – в прошлом году собрал урожай практически вдвое меньше, чем обычно, – всего 5,5 млн тонн. Учитывая, что сельскохозяйственный год ведёт свой отсчёт с июля, то до следующего начала года отгрузки будут производиться из урожая 2012 года, и итоговые цифры будут менее масштабными, – говорит господин Ахметов. – Однако на новый сезон аграрии этого края уже прогнозируют удвоение результата по урожаю – до 10,9 млн тонн, и в общем зачёте за год перевозки на долю ОАО «РЖД» если и снизятся, то в первой половине года, а во второй должны набрать обороты».
Игорь Смирнов добавляет, что на перевозках зерна не могут не сказываться и проблемы рынка грузоперевозок. «По итогам 2012 года средняя скорость движения грузового поезда в России составила 9,1 км/ч. Для сравнения: в Китае или Германии поезда движутся со средней скоростью 50–60 км/ч, в США – 45 км/ч, – констатирует эксперт. – Значительно увеличились порожний пробег, время простоя вагонов. Всё это увеличивает издержки железнодорожных перевозок, в итоге снижается конкурентоспособность этого вида транспорта».
Впрочем, для зерна железнодорожные перевозки остаются оптимальным вариантом транспортировки, считает он. Тем более что для ряда направлений «периодически действуют льготные тарифы».
Гудок от 27.03.2013
|