Группа «Эконива-АПК холдинг» планирует построить в Воронежской области два молзавода совокупной мощностью 330 т молока в сутки и стоимостью более 650 млн руб. Первый будет производить стандартную линейку цельно- и кисломолочной продукции — молоко, кефир, сметану и творог под брендом «Академия молочных наук», производственная концепция второго в настоящее время разрабатывается. Эксперты считают, что в условиях высокой конкуренции на региональном рынке переработки молока ключевым для «Эконивы» станет вопрос реализации новой для рынка продукции.
О строительстве в Воронежской области собственных мощностей по переработке молока рассказал первый заместитель финдиректора УК «Эконива-АПК Холдинг» Сергей Ляшко. Фундамент первого молзавода перерабатывающей мощностью 30 т молока в сутки уже заложен на собственном участке компании площадью порядка 0,5 га в селе Щучье Лискинского района. Объем вложений — порядка 70 млн руб., срок сдачи — до конца 2013 года. Проектирование второго завода мощностью 300 т в сутки начнется в следующем году. К его строительству группа планирует приступить в 2015 году. Стоимость объекта — свыше 600 млн руб. Специально под проекты уже учреждено ООО «Академия молочных наук». Средства будут привлекаться в российских банках. «Скорее всего, это будет Сбербанк, но сумму и условия кредита можно будет назвать после окончания проектных работ и одобрения их в банке», — отметил Сергей Ляшко. С выходом обоих заводов на полную мощность группа компаний рассчитывает перерабатывать весь объем сырья, производимого собственными молкомплексами в регионе.
Сейчас общее поголовье предприятий «Эконива-АПК Холдинг» в Воронежской области составляет 11,6 тыс. коров, совокупный объем производства — 240 т молока в сутки. В регионе действует пять новых молкомплексов и порядка десяти небольших реконструированных ферм. Их развитием занимается дочерняя структура холдинга — ООО «Экониваагро». Еще два молкомплекса на 2,8 тыс. голов каждый сейчас строятся в селе Верхний Икорец Бобровского района и в селе Высокое Лискинского района на собственных земельных участках по 90 га. На первую площадку уже завезено 1,1 тыс. голов скота. А комплекс в селе Высокое проходит стадию проектирования, ранее его предполагалось разместить в селе Дракино того же Лискинского района. Стоимость каждого объекта — порядка 700 млн руб., причем 20% — собственные средства, оставшаяся часть вложений — кредитные ресурсы Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ, относительно которых в настоящее время идут переговоры с банком.
«Эконива-АПК Холдинг» немецкого бизнесмена Штефана Дюрра работает в России 19 лет. Активы находятся в Воронежской, Курской, Калужской, Оренбургской, Новосибирской и Тюменской областях. Ежедневно сельхозпредприятия производят более 350 т молока. Общее поголовье КРС составляет 41,650 тыс., из которых 16,5 тыс. — фуражные коровы. Также компания занимается мясным и племенным скотоводством, растениеводством (общая площадь сельхозугодий — 186 тыс. га) и производством семян полевых культур. Оборот группы в 2011 году — €38,6 млн.
По данным департамента АПК Воронежской области, в 2012 году хозяйствами всех категорий было произведено 738 тыс. т молока. Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко отметил, что на фоне падения объема производства сырого молока в первом квартале Воронежская область выделяется наличием качественного сырья. Но эксперт подчеркивает, что молочный рынок отличается достаточно узкой специализацией: «Экономически запуск перерабатывающих мощностей собственного сырья вполне оправдан. Но в мире мало примеров объединения производства и переработки молока в рамках одной компании». В частности, это объясняется сложностью вывода на рынок новых брендов. «В Воронежской области много сильных игроков — “Молвест”, “Доминант”, “Вимм-билль-Данн”, россошанское “Молоко”. В Липецкой области есть “Данон”. Ежегодный бюджет рекламных кампаний крупных игроков может исчисляться миллионами долларов. С учетом того, что региональные заводы держатся в первую очередь за местные рынки, для “Эконивы” это будет выходом сразу в высшую лигу», — считает Андрей Даниленко.
Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина согласна, что именно вопрос реализации продукции станет для группы ключевым: «Важным стратегическим направлением вывода компании в сетевой ритейл должно стать создание репутации качественной торговой марки, что является необходимым условием работы производителя молочной продукции в условиях высококонкурентного рынка». Еще одним вариантом развития ей видится создание небольших собственных торговых точек подобно тому, как делают белорусские производители в Москве. В целом, по мнению эксперта, на молочном рынке существует тенденция к созданию предприятий полного цикла, которые позволяют получать ценовое преимущество и контролировать качество продукции. Коммерсантъ (Воронеж), №109 от 26.06.2013 |