Президент Владимир Путин на совещании, посвященном уборке урожая, призвал максимально упростить процедуру агрострахования.
"В этом году процент страхования урожая низкий. Среди причин - чрезмерная бюрократия и сложности с получением страховых выплат, - сказал он. По его словам, необходимы твердые гарантии предоставления компенсаций в случае потерь урожая и наступления других рисков.
На одном из совещаний, которое проводил Национальный союз агростраховщиков (НСА), пытались разобраться, можно ли минимизировать количество необходимых для страхования всевозможных документов.
"Агрострахование по мультирисковой модели во всем мире сопряжено с оформлением ряда документов, ведь на страхование принимается сложный биологический объект - комментирует президент НСА Корней Биждов. - Страховой бизнес совсем не заинтересован в создании бюрократических препон для клиента. Однако непосредственно для страховщика требуются только три документа - заявление на страхование, уведомление о событии, нанесшем ущерб, и акт осмотра с указанием биологической урожайности на пострадавших полях. Остальные документы (порядка 9-10) - карта полей, технологическая карта, справка Росстата, форма 29-СХ и т. д. - должны быть у предприятия в наличии вне зависимости от страхования, по требованию различных ведомств. Трудности с их составлением должны устраняться на уровне нормативных актов этих ведомств".
По оценкам экспертов, больше всего трудозатрат на оформление договора уходит на соблюдение дополнительных условий региональных органов АПК при выделении субсидии на агрострахование. В результате число документов, требуемых при получении субсидии, может вырасти от 4 до 11.
При возникновении страхового случая (ущерба) аграрий должен уведомить страховщика о событии, совместно провести осмотр посевов с определением биологической урожайности, подтвердить опасное природное явление справкой Росгидромета и предоставить статистическую форму отчетности 29-СХ, которую предприятия подают в региональные органы АПК. Как поясняет президент НСА Корней Биждов, для этого потребуется, прежде всего, документальное подтверждение опасного природного явления. Со своей стороны страховщики готовы в регионах, в которых объявлено ЧС, осуществлять выплату на основании централизованных справок Росгидромета.
Вторая "болевая точка” связана со статистической отчетностью аграриев по форме 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур". Она подается до 1 ноября (в ряде субъектов до 1 декабря), и получается, что аграрий, потерявший посевы в начале лета, вынужден ждать подтверждение страховой выплаты фактически до зимы.
"Мы предлагаем решить эту проблему путем осуществления безусловно причитающейся части страхового возмещения по данным биологической урожайности, полученным путем осмотра пострадавших посевов, - считает Корней Биждов. - Но, к сожалению, иногда возникает ситуация, когда данные о биологической урожайности сильно расходятся с данными формы 29-СХ. Тогда страховщик запрашивает дополнительные документы, которые должны подтвердить правоту агрария. Практика проверки в любых сомнительных случаях является нормальной для развитых систем агрострахования. В США, например, страховщик имеет право затребовать дополнительные документы у фермера в том случае, если застрахованные посевы пострадали, а соседние поля или районв целом - нет. В НСА методика оценки биологической урожайности также стандартизирована - она разработана специалистами Российского университета дружбы народов и согласована с Российским зерновым союзом. Однако методика определения страховой стоимости и размера утраты урожая, утвержденная приказом Минсельхоза РФ №133 от 14.03.13, этот аспект не учитывает".
"Российская газета" от 20.09.2013 |