Владимир Путин поручил правительству подумать о государственном страховщике агрорисков. Это дорого обойдется бюджету, считают участники рынка и чиновники 8,2 млрд рублей потеряли аграрии в результате затопления 390 800 га из-за наводнения на Дальнем Востоке ...
В этом году процент страхования урожая низкий. Среди причин — чрезмерный бюрократизм и сложности с получением страховых выплат. Необходимы твердые гарантии предоставления компенсаций в случае потерь урожая и наступления других рисков«, — говорил в сентябре Путин. Вчера он поручил правительству до 1 февраля дать предложения по созданию подконтрольного государству страховщика агрорисков.
Действующая программа страхования с господдержкой (государство и регионы оплачивают аграриям 50% премии) последние два года постоянно подвергается критике в связи с малым охватом застрахованных площадей. По данным Минсельхоза, в этом году больше всего площадей яровых — 18% — застраховано в Приволжском федеральном округе, а меньше всего (2%) — в Дальневосточном, серьезнее других пострадавшем от наводнения.
Нынешнюю систему страхования с господдержкой должно заменить добровольное страхование урожая, предполагает стратегия развития страхового рынка до 2020 г., утвержденная правительством в июле. Но создания госкомпании стратегия не предусматривала. «РСХБ-страхование», единственный специализированный страховщик агрорисков с участием государства, не стал комментировать инициативу президента.
Минсельхоз изучит целесообразность создания специализированного страховщика, говорит замминистра Дмитрий Юрьев: от этой идеи отказались несколько лет назад, а за рубежом, как правило, действуют рыночные механизмы страхования сельского хозяйства. «В мире нет однозначного ответа на этот вопрос, — замечает руководитель практики по работе с агросектором КПМГ в России и СНГ Виталий Шеремет, — государство покрывает весь рынок агрострахования в Канаде, Греции, Индии. В Китае действует система субсидирования, благодаря которой его рынок за несколько лет почти догнал американский».
Минфин настаивает на совершенствовании действующей модели агрострахования, говорит представитель ведомства. У нее есть прогресс, считает Юрьев, но она слишком мало проработала, чтобы делать выводы: ряд крупных компаний только начинают входить на рынок агрострахования, где долго действовали серые схемы. Минфин, по словам его представителя, вместе с Минсельхозом продолжит работу по повышению эффективности субсидий аграриям и качеству страхования, как предусматривает стратегия развития рынка и поручение президента.
Из текста поручения не ясно, идет ли речь о создании еще одного крупного игрока со 100%-ным госучастием или специализированная госкомпания должна играть какую-то особую роль в системе агрострахования с господдержкой, замечает президент НСА Корней Биждов: «Форма собственности страховщика для решения проблемы охвата посевов не имеет ключевого значения. Нет оснований полагать, что госкомпания снизит бюрократическую нагрузку на агрария при получении субсидии и урегулировании убытков, как раз наоборот. Эти проблемы лежат в плоскости организации экономики АПК».
Создание госкомпании точно не позволит сэкономить на страховании рисков, уверены страховщики. Первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин оценивает объем инвестиций в персонал, IТ, перестрахование, экспертные организации в «миллиарды рублей». «Новая госкомпания будет нуждаться в огромной филиальной сети на селе и соответствующем уставном капитале, — считает Биждов. — Государство получит новые расходы, которые будут лишь расти».
Ведомости, №188 от 11.10.2013г. |