Из-за снижения перевалки нефти и зерна прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) в январе-сентябре упала втрое до $101,8 млн. Порту пришлось реструктурировать кредит Сбербанка, но почти вся прибыль все равно пойдет на выплату долгов. Исправить ситуацию, которую осложняет неутихающий конфликт акционеров, НМТП пытается за счет повышения тарифов на перевалку нефти на 23%. Но это уже вызвало недовольство нефтекомпаний и ФСТ говорит о возможности возвращения госрегулирования цен в порту.
Выручка НМТП по МСФО за девять месяцев сократилась на 12%, до $691 млн, EBITDA снизилась на 19%, до $379,7 млн, чистая прибыль — на 68%, до $101,8 млн. В компании это объясняют ослаблением курса рубля к доллару и сокращением объемов перевалки. Перевалка сырой нефти в январе—сентябре снизилась на 18,7%, до 77,51 млн тонн, а зерна — на 64,2%, до 2,3 млн тонн. Общий грузооборот группы упал на 12,2%, до 106,5 млн тонн. Ранее топ-менеджмент НМТП прогнозировал снижение объемов перевалки нефти по итогам 2013 года на 16,6% (до 95 млн тонн), а зерна — на 75%, до 4,9 млн тонн. В структуре выручки на конец первого полугодия перевалка нефти составила 26,1%, нефтепродуктов — 16,8%, зерна — 8,2%. Перевалка нефти обеспечила 66,3% оборота порта, нефтепродуктов — 17,7%, зерна — менее 1%.
В группу НМТП входят активы Приморского торгового порта и Новороссийского морского торгового порта. Основным акционером (50,1% акций) является СП группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и "Транснефти", кроме того, "Транснефть" самостоятельно владеет еще 10,5% акций. У государства — 20% акций НМТП.
Причины падения перевалки официально в НМТП "Сумме" и "Транснефти" не поясняют. Ухудшение по зерну один из источников "Ъ", близкий к порту, объясняет неурожаем прошлого года. По его данным, сейчас ситуация стабилизировалась. Надежда Малышева из Portnews считает, что снижение перевалки нефти через Приморский порт связано с введением мощностей в конкурирующем порту Усть-Луга, а также с завершением строительства второй очереди нефтепровода ВСТО к порту Козьмино в конце 2012 года.
На фоне резкого ухудшения показателей НМТП пришлось реструктуризировать кредит Сбербанка на $1,95 млрд, взятый в 2011 году на покупку Приморского порта. Соглашение с банком было подписано 25 ноября. Сейчас ставка по кредиту установлена на уровне трехмесячный LIBOR + 4,85% годовых, но с 2014 года она должна повыситься до 7,48% годовых. Новое соглашение предусматривает ставку на уровне трехмесячный LIBOR + 5% годовых, снижение ковенантов и пересмотр графика платежей. "При падающей прибыли и снижении объемов перевалки без реструктуризации долга НМТП грозила дефолтная ситуация",— поясняет источник, близкий к порту. Он добавляет, что и теперь почти вся прибыль будет уходить на погашение долга.
По его словам, в связи с этим остается открытым и вопрос об источниках финансирования инвестпрограммы НМТП в 2014 году (общий объем — около 5 млрд руб.). Ситуация усугубляется конфликтом между ключевыми акционерами НМТП. В начале ноября совет директоров порта, принимая концепцию развития, так и не смог одобрить план по реконструкции нефтерайона Шесхарис, на чем настаивала "Транснефть", а 21 ноября глава монополии Николай Токарев заявил о возможности разделения бизнеса НМТП или раздельного управления перевалкой нефтяных и сухих грузов. Между тем менеджмент порта, как выяснилось вчера, ничего об этих идеях и планах не знает.
В этой ситуации НМТП хочет повысить с 2014 года тарифы на перевалку нефти и нефтепродуктов, заявил вчера гендиректор компании Юрий Матвиенко. По его словам, компания уже уведомила грузоотправителей. В НМТП не уточнили, на сколько будут повышены тарифы, но собеседники "Ъ" в нефтекомпаниях подтвердили, что получили уведомление о росте стоимости перевалки на 23% (на $0,6 за тонну нефти, текущая цена — $2,6). По словам одного из источников "Ъ", такой тариф является несправедливым, о чем компания уже уведомила НМТП.
Возможность самостоятельного регулирования тарифов НМТП получил в октябре. Вчера в ФСТ сказали "Ъ", что пока анализ предложенного НМТП повышения не проводили и ни одна из нефтекомпаний не обращалась с официальной жалобой. Если мы установим негативное влияние роста тарифа на рынок, говорят в службе, ФСТ примет меры, механизмы существуют: вплоть до возврата к прямому ценовому регулированию.
Коммерсантъ от 29.11.2013 |