Совладельцы НМТП отрицают наличие конфликта между ними. Однако грядущая продажа гос.пакета может все изменить
Основные акционеры крупнейшего в стране портового оператора – ОАО «Новороссийский торговый морской порт» (НМТП) - группа компаний «Сумма» и «Транснефть» опровергли сведения о переделе пакетов своих акций. Эксперты не исключают сам факт появления таких слухов новой волной интриг в ожидании продажи Росимуществом 20% акций НМТП. Это будет означать либо потерю равноправия одним из нынешних совладельцев НМТП, либо к разделению контроля над бизнесами.
В настоящее время 50,1% акций принадлежат совместно «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова через совместную компанию Novoport Holding. Как сообщили «Ведомости» со ссылкой на источник, якобы «Транснефть» предложила Магомедову продать его долю в СП взамен на последующее приобретение активов порта, не связанных с перевалкой нефти. Речь может идти об ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «Флот НМТП» и других компании, основными акционерами которых также является Novoport Holding.
Справка
Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и первым в России торговым портом по объему грузооборота. В состав Группы входят два крупнейших порта России — Новороссийск на Черном море, Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области. Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов. По итогам 2012 года рыночная доля Группы НМТП составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ. В 2012 году грузооборот Группы достиг 159 млн. тонн, в том числе 83 млн. тонн в порту Новороссийск и 75 млн. тонн в порту Приморск. Консолидированная выручка Группы НМТП по МСФО в 2012 году составила $ 1034 млн., EBITDA – $ 592 млн., а чистая прибыль – $ 316 млн.
Сегодня же пресс-служба ОАО «Транснефть» категорически опровергла информацию о переделе акций: «Это утверждение, как это часто бывает в погоне за псевдосенсациями, не соответствует действительности и планам ни ОАО «АК «Транснефть», ни, как мы полагаем, наших партнеров по бизнесу в НМТП», - говорится в пресс-релизе компании.
«Группа «Сумма» также категорически опровергает информацию о возможных сделках», - подтвердил пресс-секретарь Группы «Сумма» Евгений Тимошин.
Слух о возможной сделке мог взбудоражить многих инвесторов, поскольку к этому активу давно приковано внимание как частных, так и государственных компаний.
«Транснефть» и Группа «Дело» еще в 2011 году создали совместное предприятие, которое сейчас владеет 50,1% акций НМТП. Осенью этого года «Транснефть» на Лондонской фондовой бирже докупила еще 10% акций НМП, находившихся в свободном обращении. Этому предшествовали конфликты среди акционеров, связанные с управлением терминалом перевалки нефти «Шехарсис». «Транснефть» требовала отставки руководства порта и заявляла о намерении купить долю акций партнера. Затем последовало возбуждение уголовного дела против одного из топ-менеджеров НМТП и смена гендиректора этой группы предприятий.
«Сейчас у нас нет разногласий, они были, но уже давно исчерпаны, - пояснил «Эксперт Online» осведомленный источник в компании одного из акционеров НМТП. – Эти слухи сейчас сливают наши недоброжелатели, рассчитывая, видимо, внести раскол в ряды акционеров. Но уже столько всего у нас пройдено, что все подобные действия только скрепляют нашу солидарность».
«Крепиться» акционерам в очередной раз приходится видимо перед очередным решением о вариантах приватизации госпакета акций НМТП (20% в распоряжении Росимущества). В план приватизации Росимущества госпакет акций НМТН был включен еще в 2005 году. Но затем предприятие объявили стратегическим и продажу госдоли заморозили. Позднее намерения вновь изменились и долю Росимущества в НМТП решили выставить на аукцион в этом году. Теперь очевидно, что приватизация госпакета если и состоится, то только в 2014-м.
В начале прошлого года на долю в НМТП претендовал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Так же среди желающих приобрести актив обозначились группа «Дело» (логистика, контейнерные перевозки на Юге России) Сергея Шишкарева и «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана. Были среди претендентов и арабский фонд Invest AD, украинская ТИС, филиппинская компания International Container Terminal Services и другие.
«Совершенно непонятно, зачем «Роснефти» акции в НМТП, - поделился с «Эксперт Online» генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Развивать нефтеналивные терминалы здесь незачем, поскольку выходы на Босфорский пролив и другие там загружены и увеличить существенно транспортный поток невозможно. Также непонятно, зачем эти направления развивать «Транснефти». Вообще, НМТП всегда был мутной структурой, даже проверяющие не могли пройти на территорию порта одно время.
Как-то раз даже правительственную комиссию умудрились не пустить на территорию порта. Я считаю, что пока никак нельзя продавать госпакет акций этого предприятия, иначе там непонятно что может начаться».
Страсти не улеглись и после того, как правительство официально объявило, что не намерено продавать акции Росимущества в НМТП напрямую госкомпаниям. Это должен быть либо частный стратегический инвестор, либо продажа через биржу.
«Именно потому, что условия приватизации пока не ясны, оба акционера не строят никаких планов в отношении будущего конкурса, а тем более в отношении раздела долей», - пояснил «Эксперт Online» источник в компании-совладельце НМТП.
Последний раз ситуация всколыхнулась в начале декабря. По сведениям «КоммерсантЪ», вице-премьер Дмитрий Рогозин одобрил передачу государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) контроля над входящим в структуру НМТП Новороссийским судоремонтным заводом (НСРЗ). ОСК заявила о намерении выкупить 65% акций завода у самого НМТП, то есть у группы «Сумма» и «Транснефти». Сделку оценивали в 1 млрд рублей, а помочь ОСК в приобретении судоремонтного завода должна была опять же «Роснефть». Вице-премьер Дмитрий Рогозин как глава Морской комиссии при правительстве РФ поручил представителям Росимущества и «Транснефти» в совете директоров НМТП подготовить директиву о продажи акций НСРЗ. Правда, владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов не высказывал своей реакции на эти переговоры, что в очередной раз породило новые версии о его разладе с партнерами из «Транснефти».
«Думаю, здесь опять же не обошлось без владельца группы «Дело» Шишкарева и без Романа Троценко - бывшего главы ОСК и нынешнего помощника главы «Роснефти» Игоря Сечина, - пояснил «Эксперт Online» руководитель исследовательского агентства «Инфра Ньюс» Алексей Безбородов. – Они давно пытаются убедить «Роснефть» и ОСК, что им выгодно построить на базе НСРЗ большой черноморский судоремонтный узел. Видимо, Шишкарева рассчитывает, что и ему достанется что-то. Вот только зачем там ремонтный узел? Три ремонтные базы в Севастополе простаивают почти пустые. Поэтому здесь логика обсуждаемых сделок мне не ясна. Нефтяникам и судостроителям для развития бизнеса этот порт будет бесполезен. Вероятно, игры идут все-таки вокруг акций самого НМТП или госпакета акций».
С этим согласны и аналитики корпоративных сделок и фондового рынка:
«Все «раскачивания» лодки могут быть связаны именно с продажей госпакета акций - тех самых 20%, из-за которых и начался весь ажиотаж, - считает Юрий Прокудин, эксперт MFX Broker. – Но скорее всего, здесь выиграет именно «Транснефть», которая может стать мажоритарным акционером, поскольку после покупки 10,5% порта, через «Уралсиб» она уже увеличила свою долю в предприятии до 35%. Даже 15,1% в дополнение сделает «Транснефть» если не полным владельцем, но наиболее весомым акционером, пускай и с некоторыми послаблениями. В этом случае «Транснефть» либо начнет выдавливать «Сумму» из совместного предприятия, либо, в случае хороших отношений, они смогут договориться о разделе бизнесов внутри порта: «Транснефть» займется нефтеналивными терминалами, а «Сумме» останутся зерноток, контейнерные перевозки и прочее».
Судя по напряжению вокруг НМТП, оно будет только возрастать по мере приближения аукциона. Если большую часть госпакета акций выкупит один из нынешних крупных совладельцев порта, то это может спровоцировать переформатирование существующего СП и его участникам придется договариваться о степени и сферах влияния. Уже другой вопрос, насколько этот процесс будет мирным. Если же появится третий «уравновешивающий» игрок, то не исключено создание альянса с одним из нынешних игроков с непредсказуемыми последствиями. В любом случае НМТП еще будет не раз «штормить» после приватизации.
«Эксперт Online» от 16.12.2013 |