Стали известны подробности проекта по производству замороженных полуфабрикатов петербургской ООО «ПКМ-Агро» в Белгородской области. Завод стоимостью 1,5 млрд руб., первую очередь которого запустили в конце прошлой недели, будет включать в себя линии по производству замороженных овощей, мяса и хлеба. Эксперты находят проект перспективным в условиях роста спроса на полуфабрикаты и особенно на замороженную хлебобулочную продукцию, однако отмечают «нестабильность» рынка в целом.
Завод по производству замороженных полуфабрикатов площадью 30 тыс. кв. м возводится на участке в 10 га в промышленном парке «Северный» (находится на окраине Белгорода, занимая 24 га, его резидентами являются 11 компаний), рассказал гендиректор ООО «ПКМ-Агро» Роман Павлов. Объем инвестиций в проект составил 1,5 млрд руб. собственных средств. Запуск производственных мощностей запланирован в три этапа. В конце прошлой недели была введена в эксплуатацию линия по производству замороженных овощей, в феврале 2014 года планируется начать производство замороженного мяса, весной-летом 2014-го — производство полусырого и готового замороженного хлеба.
По словам господина Павлова, поэтапный запуск связан с неопределенностью возможного спроса на продукцию: «Конкуренция на рынке полуфабрикатов в России очень жесткая, однако есть некоторые незаполненные ниши — к примеру, замороженный хлеб. Мы предполагаем, что потребителю будет это интересно, у нас есть деньги и желание попробовать, есть некоторые умения. Однако вопрос об объеме спроса остается открытым». Как пояснил начальник управления по развитию потребительского рынка Белгородской области Владимир Зубов, мощности завода составят 40 тыс. т продукции в год, в процессе производства будет использоваться «стандартный метод шоковой заморозки»: «Сейчас компания возвела два крупных холодильника емкостью 1,5 тыс. т и 13 тыс. т — это оперативный склад и склад длительного хранения соответственно. Кроме того, в планах инвестора — разработка линии по заморозке фруктов и ягод по особому поручению губернатора Евгения Савченко». При полной загруженности завода планируется создать около 600 рабочих мест.
По данным Kartoteka.ru, ООО «ПКМ-Агро» зарегистрировано в 2010 году в Санкт-Петербурге. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Учредители — ООО «Морозко» (60%, конечный бенефициар — Юлия Головина) и Юрий Гусев (40%). Генеральный директор — Михаил Демкин. За 2012 год выручка компании составила 36 тыс. руб., чистый убыток — 6,3 млн руб. Петербургское ООО «Морозко», по собственным данным, является одним из крупнейших игроков на рынке полуфабрикатов России.
Эксперты отмечают рост спроса на замороженную продукцию, однако говорят о «нестабильности» ситуации на рынке. Заместитель начальника отдела продаж компании ООО «Белый Край» (занимается производством полуфабрикатов в Белгородской области) Диана Малиновская полагает, что основными факторами роста спроса на полуфабрикаты являются «дешевизна по сравнению с монопродуктом и простота приготовления»: «Бесспорно, насыщение рынка наблюдается большое. При этом он нестабилен: очевидно снижение продаж у крупных производителей на фоне роста у более мелких».
Один из участников российского рынка замороженного хлеба усомнился в словах господина Павлова относительно слабой конкуренции в конкретном сегменте: «Отрасль развивается уже 12 лет, она сформирована. Поэтому у новых игроков есть два пути — либо придумывать какое-то уникальное предложение и создавать собственную нишу, либо забрасывать деньгами продуктовых ритейлеров, чтобы они “подвинули” на полках конкурентов». Заявленные параметры проекта он посчитал реалистичными. Объем отечественного производства замороженного хлеба оценивается участниками рынка примерно в 500 тыс. т в сутки. Крупнейший игрок — новосибирское ОАО «Восход», занимающее до трети рынка.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин оценивает проект как «перспективный» в условиях динамичного развития рынка: «Рынок замороженных продуктов растет на 10-15% ежегодно и сохраняет значительный потенциал. Ключевые факторы высокой популярности такой продукции — значительное снижение логистических издержек при сохранении высоких потребительских характеристик, что делает продукцию привлекательной как для бизнеса, так и для массового покупателя».
По словам господина Клягина, объем российского рынка замороженных мясопродуктов и мясных полуфабрикатов составляет около $5 млрд, рынка замороженной плодоовощной продукции — около $1 млрд, замороженного хлеба и хлебобулочных изделий — 1,5-2 млрд руб. ($45-60 млн). «При этом сегмент хлебобулочных изделий демонстрирует наиболее высокие темпы роста — до 15%, потребление подобных продуктов будет только расти», — отметил эксперт.
Коммерсантъ (Воронеж) № 238 (5269) от 25.12.2013 |