Руководители Национальной мясной ассоциации, Росптицесоюза, Национального союза свиноводов и Национального союза производителей говядины обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с предложением включить в перечень социально значимых товаров говядину, свинину, курятину и субпродукты из них, а также куриные яйца. Ситуация в значительной степени затрагивает Белгородскую область, «мясного» лидера среди регионов РФ. Ритейлеры могут лишиться 10-процентного объемного бонуса, что обернется экономией для мясной отрасли — не менее 4 млрд руб. Но представители торговых сетей говорят о возможном повышении цен в случае отмены бонуса.
Перечень социально значимых товаров, за которые ритейлеры не могут требовать от поставщиков вознаграждения, целесообразно расширить с нынешних четырех позиций еще на шесть, написали в конце прошлого года вице-премьеру Аркадию Дворковичу руководители Национальной мясной ассоциации, Росптицесоюза, Национального союза свиноводов и Национального союза производителей говядины. Господин Дворкович еще 20 декабря дал поручение Минпромторгу, Минсельхозу и Минэкономразвития вместе с отраслевыми объединениями проработать этот вопрос.
Обращение в значительной степени затрагивает производителей Черноземья, в первую очередь — Белгородской области. По данным Росстата, из произведенных в стране с января по ноябрь 2013 года 4,61 млн т мяса птицы 14,8% (684,5 тыс. т в живом весе) пришлось именно на этот регион. В области за тот же период было произведено 19,6% российской свинины (626,3 тыс. т из 3,2 млн т в стране в целом). Меньшую долю занимает область по производству яиц — около 2,5% (1 млрд штук) и по производству мяса КРС — около 6%, оставаясь при этом лидером страны по производству мяса в целом.
Перечень социально значимых товаров, на которые государство в соответствии с законом «О торговле» может устанавливать предельно допустимые розничные цены, утвержден постановлением правительства в июле 2010 года и насчитывает 24 позиции. Однако запрет на выплату розничному продавцу вознаграждения установлен только для четырех из них: хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной и пшеничной муки, куриного мяса и пастеризованного молока. Руководители мясных ассоциаций предлагают расширить этот перечень за счет куриных яиц, свежей, охлажденной и замороженной говядины и свинины, а также субпродуктов из них и из куриного мяса. До вступления в силу закона «О торговле» так называемый объемный бонус (вознаграждение ритейлеру за реализацию продукции) в розничных сетях для ключевых поставщиков мяса составлял 3–5% от стоимости проданных товаров, сейчас же они выплачивают уже до 10%, жалуются отраслевые объединения господину Дворковичу. Признавая высокий спрос на курятину, авторы письма обращают внимание, что свинина и говядина являются не менее социально значимыми. Включение же в перечень мясных субпродуктов, по их мнению, будет стимулировать развитие глубокой первичной переработки мяса, что сейчас невыгодно, в том числе из-за существующих объемных бонусов в рознице. По мнению отраслевых объединений, расширение перечня позволит снизить налоговую нагрузку на производителей и поставщиков мяса приблизительно на 1%, что, «по самым скромным оценкам», позволит отрасли сэкономить не меньше 4 млрд руб. Минсельхоз уже поддержал производителей мяса, следует из письма, направленного 10 января в Минпромторг. Представители Минпромторга и Минэкономразвития не ответили на запрос газеты.
«Мы лишь хотим, чтобы все точно знали, какую наценку делают торговые сети», — объясняет обращение к Аркадию Дворковичу руководитель исполнительного комитета Национальной мясной организации Сергей Юшин. По его словам, при уплате объемного бонуса цена товара уже изначально искажается, и расширение перечня никак не скажется на доходах ритейлеров. Он также отмечает, что существующий перечень социально значимых товаров не работает: «Этот список состоит из тех товаров, которые либо уже не производятся, либо не пользуются спросом. При этом предлагая убрать объемный бонус, мы не хотим ограничить наценку на товар, мы просто хотим прозрачного ценообразования». Никакого рационального смысла в объемных бонусах сегодня нет, считает юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский: «До принятия закона “О торговле” поставщик за выплаченный бонус мог получить для себя что-то реальное, например увеличить объем поставки, спецуслуги. Сейчас же бонус просто выплачивается и все».
Со стороны инициатива кажется попыткой расширения рынка сбыта крупных производителей, которые не всегда популярны в регионах, говорит представитель сети «Ашан» Мария Курносова. «Ашан», по ее словам, закупает яйца и курятину только у региональных поставщиков, с которых вообще не берет объемного вознаграждения, свинину — у производителей масштаба федерального округа. В структуре выручки гипермаркетов доля курятины, говядины, свинины, а также яиц достигает 25% от свежих продуктов, или около 6% всех продаж. Торговые сети сомневаются, что предлагаемые для включения в перечень продукты пользуются повышенным спросом по всей стране, объясняет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов: «Если мясники экономят на нас, мы тоже должны будем экономить — повышать цены». Коммерсантъ (Воронеж) № 10 от 24.01.2014 |