Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

РБК Daily: Умеренный бюджет

5-е февраля 2014г.

Джейкоб Нелл, главный экономист Morgan Stanley по России

Прошедший 2013 год стал скорее разочарованием: замедление экономического роста при уровне инфляции выше целевого показателя, ослабление бюджета и платежного баланса. Более того, результат от проводимых реформ оказался весьма смешанным, так как поглощения со стороны госкомпаний и отмена накопительной части пенсии повысили роль государства в экономике страны.

При взгляде на перспективы 2014 года ощущается еще больший пессимизм. Большинство считает, что государство делает слишком оптимистичные прогнозы по росту экономики в размере 3%, что предполагало бы значительное ускорение темпов роста с текущих 1,3%.

Итак, критики текущей государственной экономической политики разделились на две группы. Одни, назовем их партией роста, считают, что бюджет на 2014 год крайне ограничен, и выступают за увеличение расходов и дефицита бюджета с целью поддержания роста экономики. Другие же, назовем их кризисной партией, напротив, опасаясь второй волны кризиса и падения цен на нефть, считают, что бюджет сформирован недостаточно жестко и хотели бы видеть снижение государ­ственных расходов. В целом рост госбюджета может оказаться оправданным, и госбюджет правильнее было бы назвать не «слишком свободным и не слишком жестким».

Очевидно, более высокие темпы роста экономики могут сыграть в пользу дефицита бюджета. Действительно, для того чтобы выполнить все три бюджетных обещания — сохранение дефицита бюджета на уровне, не превышающем 1% от ВВП, увеличение госрасходов согласно обещаниям президента и поддержание текущего уровня налоговой нагрузки, требуется умеренный экономический рост, близкий к 3%.

Пессимистичные взгляды на экономический рост страны несколько преувеличены. Недавний спад отчасти был обусловлен экономическим циклом. После выборов 2012 года последовало снижение расходов государством и госпредприятиями. Также сократились материально-производственные запасы, которые достигли пика во втором квартале 2012 года.

На данном этапе происходит оживление инвестиционной деятельности, стимулируемое государ­ственным и энергетическим секторами. Учитывая менее жесткий бюджет, снижение роста текущих расходов, например заработных плат, и приток вложений нефтяных фондов, в 2014 году следует ожидать роста государственных инвестиций.

Важно учесть, что инвестиции в энергетический сектор, которые составляют почти четверть всех инвестиций в экономику страны, за девять месяцев 2013 года сократились на 10%. По большей части это было результатом от приобретения ТНК-BP «Роснефтью», что привело к снижению капитальных затрат обеих компаний. Как только этот эффект пройдет, инвестиции в энергетический сектор должны восстановиться, особенно принимая во внимание стабильно высокие цены на нефть.

При более умеренном, но все еще устойчивом уровне потребления и восстановлении инвестиций внутренний спрос станет более сбалансированным. На этом основании можно предположить, что снижение товарно-материальных запасов, составившее 1,8% от роста ВВП за первые три квартала 2013 года, должно стабилизироваться. Такой сценарий, предполагающий восстановление инвестиционной активности и стабилизацию товарно-материальных запасов, оправдывает прогноз роста экономики в размере 2,5%, что несильно отличается от заложенных в бюджет 3% экономического роста.

Партия роста считает фискальное правило, согласно которому дефицит бюджета не должен превышать 1% от ВВП при высоких ценах на нефть, является слишком ограничивающим, учитывая низкий уровень госдолга России (10% от ВВП) и достаточно сбалансированный бюджет. По их мнению, для поддержания экономического роста необходимы более высокие бюджетные расходы и инвестиции в экономику. Тем не менее вряд ли дополнительные расходы приведут к значительным изменениям темпов роста, так как уровень безработицы, застрявший на постсоветском минимуме менее 6%, дает возможность предполагать, что потенциал экономики все-таки ограничен. Ко всему прочему это может повлечь за собой два негативных эффекта. Во-первых, увеличение расходов может повысить уровень инфляции, которая и так на протяжении двух последних лет находилась выше целевых ориентиров, снизив тем самым появившиеся шансы на ее сдерживание. Во-вторых, увеличение дефицита бюджета при высоких ценах на нефть может продолжить повышать зависимость страны от нефти, учитывая, что цены, заложенные в баланс бюджета, и так находятся на высоком уровне — более 110 долл. за баррель.

Приверженцы кризисной партии выступают за сокращение дефицита бюджета и ужесточение бюджетной политики, в первую очередь посред­ством сокращения расходов, аргументируя это риском возможного повторения кризиса и падения цен на нефть. Но дело в том, что бюджет уже достаточно жесткий — увеличение расходов составит всего 4,7%, что второй год подряд ниже уровня инфляции (на сегодняшний момент составляющей 6,5%).

При этом обязательства по расходам, направленным на улучшение основных государственных и коммунальных услуг, которые недостаточно финансировались со времен распада СССР, являются обоснованными. Повышение налогов также ожидаемо, но не в период циклического спада экономики. К тому же удержание налоговых ставок на низком уровне — за исключением налогов на нефть и газ, Россия имеет одну из самых низких налоговых нагрузок в мире (24% от ВВП) — поможет компенсировать другие сложные задачи бизнес-среды.

В целом умеренность бюджета оправдана, так как он балансирует между вариантами двух «партий»: партией роста, предлагающей сделать легкий выбор в пользу заимствований и увеличения расходов госбюджета, что не соответствовало бы критериям фискального правила, и кризисной партии, выступающей за снижение совокупных расходов и повышение налоговых ставок, что пошло бы вразрез с предвыборными обещаниями президента и намерением не повышать налоги.

В свою очередь, фискальная политика фокусируется на двух перспективных направлениях: борьбе с теневой экономикой, включая деофшоризацию, и отмыванием денег, что дает возможность повысить налогооблагаемые доходы без увеличения налоговой ставки и создать пространство для ведения законного бизнеса, а также повышении эффективности расходов.

РБК Daily от 05.02.2014

.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020