95-й бензин по итогам года подорожает на 10%. Об этом заявил журналистам президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. По его мнению, цены растут из-за высоких налогов. Эксперты считают, что стоимость топлива искусственно повышают монополисты.
Бензин в России с каждым годом дорожает из-за того, что государство не регулирует ценовую политику, заявил Геннадий Шмаль. Президент Союза нефтегазопромышленников России считает это одной из главных причин роста цен на отечественное топливо. Но далеко не единственной. По его словам, до 60% цены сейчас составляют налоги и акцизы. Господин Шмаль отметил, что в России слишком высокий налог на добычу полезных ископаемых — около $140 за тонну нефти. Также в стране ежегодно растут акцизы. В 2014-м за тонну бензина IV класса нефтяники отдадут 9,9 тыс. руб. А в 2015-м еще больше — 10,8 тыс. руб. Территориальный фактор тоже толкает цены вперед. По словам Геннадия Шмаля, половина заводов расположена на Волге, поэтому приходится недешево перевозить бензин в другие регионы. При этом не очень высок и уровень отечественной нефтепереработки, заявил Геннадий Шмаль.
"Сегодня глубина переработки у нас 72%, в США вообще 97-98%, в Европе — 85-87%. Из одной тонны нефти мы получаем 140 л бензина, американцы — 420, ровно в три раза больше", — пояснил Шмаль.
Геннадий Шмаль отметил, что в будущем году нефтеперерабатывающие заводы должны будут, в основном, производить высококачественный бензин класса "Евро-4" и "Евро-5". Стоимость топлива напрямую зависит от мировых цен на нефть. Если они повышаются, дорожает и литр российского бензина.
Однако эксперты подчеркивают: даже если мировой нефтяной рынок спокоен, нефтяники в России все равно повышают стоимость. Таким образом они получают доходы, которые теряются от экспорта нефти. Подобная ситуация связана с тем, что на отечественном рынке практически нет конкуренции, считает независимый аналитик Анна Анненкова.
"Вся эта логика работает исключительно только на монополизированных рынках. Если бы у нас в стране был нормальный рынок нефтепродуктов, у нас бы такое, конечно, не прошло. У нас по регионам, в основном, везде,монополии, нефтяники диктуют свои цены, а ФАС при этом молчит", — отметила Анненкова.
Тем не менее, решить проблему дорогого бензина можно, считает Геннадий Шмаль. По его мнению, в России нужно создать социальные заправки, а также ввести талоны на топливо. Бензин по этим талонам может выйти на 30% дешевле, чем на обычных АЗС.
По данным журнала для инвесторов "Биржевой лидер", в прошлом году самый дешевый 95-й бензин был в Туркменистане. Один литр там стоил около 2 руб. Самым дорогим топливо оказалось в Норвегии. В этой стране за него отдавали более 78 руб.
Коммерсантъ от 06.02.2014 |