Затухающий экономический рост может смениться падением, следует из данных Росстата за январь. Начало года оказалось наихудшим за последние несколько лет
Данные за январь удивили даже пессимистов. Ранее Росстат уже сообщил о спаде производства, вчера же опубликовал остальные макроиндикаторы. Инвестиции в сравнении с январем 2013 г. упали на 7% — это худший результат с января 2010 г. Темп роста розницы замедлился до 2,4% — это тоже четырехлетний минимум. С той только разницей, что в 2010 г. экономика восстанавливалась после кризиса и розничные продажи росли ежемесячно, а инвестиции ежемесячно сокращали разрыв с уровнем предыдущего года.
Реальные доходы населения упали на 1,5%, номинальный рост зарплат (8,7%) был ниже только в 2009 г. При этом безработица даже сократилась — на 0,2% в сравнении с декабрем.
Темп ВВП в январе ушел в минус, сообщил «Ведомостям» высокопоставленный чиновник финансово-экономического блока, оценки размера падения пока нет. «Я все же говорил бы о стагнации, и она может охватить I квартал», — уточнил он.
«Мой прогноз по инвестициям был самым пессимистичным — минус 2% (консенсус предполагал рост), — удивлен статданными экономист АФК “Система” Евгений Надоршин. — А с учетом еще и столь резкого замедления розницы не исключаю, что экономика де-факто в рецессии». По оценкам Capital Economics, рост все же сохранился, сократившись до неотличимых от стагнации 0,5%.
Из-за нестабильности обменного курса рубля операции с валютой стали предпочтительнее экономической активности, объясняет произошедшее Наталия Орлова из Альфа-банка, это очень плохой сигнал. Подобное происходило осенью 2008 г. — в начале 2009 г.
«Все замерли — никто не знает, что будет с рублем», — говорит Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ.
На инвестиции давят два фактора — уровень доходов и ожидания; рентабельность компаний просела уже в прошлом году, а ожидания сейчас ухудшаются из-за нестабильности на валютном рынке, объясняет он. Девальвация должна увеличить выручку экспортеров, но это не повлияет на инвестиции — деньги компании будут аккумулировать в долларах на зарубежных счетах, полагает Миронов.
Девальвация на инвестиции вряд ли повлияла, не согласен Александр Морозов из HSBC: «Инвестиции — это не одномоментное решение, они планируются заранее и произошедший резкий их обвал говорит скорее не о временном шоке, а об общем тренде в экономике». Но она могла стать причиной сокращения инвестиционного импорта, которое произошло в январе, зафиксировал ЦМАКП; снизилось и производство инвестиционных товаров.
Наметившаяся было в конце 2013 г. слабая тенденция повышения инвестиционной активности приостановилась, заключают эксперты ЦМАКП.
ЦБ нанес удар по потребителям — основному локомотиву экономики, затеяв расчистку банковского сектора, считает Надоршин. Банки стали сокращать кредитование и ужесточать условия выдачи кредитов. А население — забирать деньги из мелких и средних банков и нести их в крупные государственные. За декабрь прирост депозитов был минимальным за 13 лет и почти полностью пришелся на Сбербанк. За январь — сократился с учетом курсовой переоценки на 3,1%, подсчитал ведущий эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов, это даже сильнее, чем в январе 2009 г. (-2,4%) — в разгар кризисной девальвации рубля. За последние три месяца банки недополучили порядка 800 млрд руб. средств вкладчиков, подсчитал он, замедление кредитования — закономерный итог их бегства.
Обвал инвестиций, торможение потребительского спроса и снижение реальных располагаемых доходов населения — все это очень сильно настораживает, признает Морозов: «Если и не впадем в рецессию, то на восстановление экономического роста надеяться не стоит». И тогда очень вероятный сценарий — стагнация, опасается он. Но пока далекоидущие выводы делать рано, считает он, и о рецессии говорить преждевременно: критерий ее наступления — сжатие экономики два квартала подряд.
Падение рубля может вызвать рост инфляционных ожиданий и, несмотря на остановку экономики, надежд на смягчение монетарной политики почти нет, замечают аналитики Capital Economics. Но даже если оно произойдет, экономике это мало чем поможет: причина ее торможения — недостаток не спроса, а предложения. В этой ситуации реанимировать экономику поможет рост инвестиций и производительности труда, пишут аналитики: «Ключевое условие — рост инвестиций не ниже темпа роста номинального ВВП. Однако инвестиции падают».
«Вопрос в том, насколько упадут инвестиции в 2014 г., а не насколько они вырастут», — рассуждает Надоршин, в их падение внесет вклад снижение госинвестиций, в том числе из-за завершившейся Олимпиады, и инвестиций госмонополий. Дальнейшее сокращение роста потребкредитования, замедление индексации зарплат бюджетников приведут к торможению роста потребления, продолжает он: «Данные по февралю — марту, думаю, будут хуже». Если январское падение инвестиций и рост потребления экстраполировать на весь год, то по итогам 2014 г. рост экономики обнулится, подсчитал Миронов.
Ведомости от 20.02.2014 |