РЖД предлагает операторам сэкономить на перевозке пустых вагонов. Взамен нужно передать их монополии в управление. Пока согласилась только ФГК. Другие операторы не торопятся
«Мощности железных дорог все больше используются для перемещения порожних вагонов, а не грузов», — сообщал в письме премьеру Дмитрию Медведеву президент РЖД Владимир Якунин. Теперь РЖД нашла решение проблемы — она создает «объединенный парк» вагонов, следует из материалов компании. Для этого монополия привлекает в управление 114 000 полувагонов своей «дочки» — Федеральной грузовой компании (ФГК) и предложила другим операторам сделать то же самое.
РЖД будет только управлять вагонами, все контракты останутся у оператора. Схема будет работать следующим образом: оператор продолжает исполнять все обязательства перед клиентами, но, как только вагон разгружается, он «обезличивается», и РЖД сможет переместить его как инвентарный парк в любую точку, где требуется подвижной состав. Вместе с заказом на перевозку вагонов оператор должен сформулировать «показатели работы вагона» (погрузка, оборот вагона, плановое число порожних отправок, затраты на порожний пробег). РЖД «обязуется обеспечить своевременную доставку» вагонов клиентам, говорится в материалах монополии. За эту услугу взимается плата — 118 руб. за отправку одного порожнего вагона.
Сейчас пустые вагоны дожидаются грузов, как правило, вблизи портов. Потому что везти порожний вагон обратно дорого: тариф на перевозку порожнего вагона с прошлого года равен тарифу на перевозку груженого. Просто снизить тариф на перевозку пустых вагонов недостаточно — инфраструктура РЖД перегружена и снижением тарифа проблему не решить, объясняет представитель РЖД. Главная цель — снизить нагрузку на инфраструктуру, подчеркивает он.
Цена, предлагаемая РЖД, — это примерно 1% от средней стоимости перевозки, подсчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
ФГК планирует оптимизировать расходы на 10-12% в год (расходы в 2013 г. по РСБУ были 50 млрд руб.), говорит представитель компании. Оборачиваемость вагона сократится с 16 до 13 суток, считает источник, близкий к компаниям. Заработает ли на этой схеме РЖД — непонятно (представитель монополии цифры не раскрыл).
Операторы, которые воспользуются предложением РЖД, также должны заключить соглашения о взаимном использовании парка со всеми операторами, которые отдадут вагоны РЖД в управление, указано в договоре РЖД. Представитель РЖД сказал, что сейчас монополия ведет переговоры о присоединении к соглашению с другими операторами: один из них — Первая грузовая компания (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину). Других участников представитель РЖД не назвал.
Предложенная РЖД схема оптимизации порожнего пробега выгодна крупным операторам — ФГК и ПГК: у них много старых вагонов, считает Бурмистров. А вот небольшим и средним операторам — нет, у них число порожних рейсов не такое большое, уверен он. Представитель ПГК на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель Globaltrans заявил, что компания не планирует подписывать соглашение с РЖД. «Globaltrans заинтересована в самостоятельном управлении парком и в повышении эффективности как с коммерческой, так и с технологической точки зрения», — сказал представитель. С представителем «Нефтетранссервиса» связаться не удалось.
Это не первая попытка РЖД вернуть вагоны в управление. В 2012 г. она предлагала операторам сдать вагоны в аренду, чтобы решить проблему невывоза грузов (тогда пробки образовались в Кузбассе). Монополия предлагала операторам сдавать вагоны по ставке 1003 руб. в сутки. Парк сдала только ФГК. Груз был вывезен, и РЖД вернула вагоны ФГК (летом прошлого года «дочке» был передан последний вагон). В конце прошлого года РЖД вновь предложила передать ей 30% всех полувагонов на сети (300 000 вагонов). Об этом Якунин писал Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Минтранс это предложение поддерживает. Это может улучшить оборачиваемость вагонов, что положительно скажется на обеспечении вагонами грузоотправителей и сроках доставки грузов, говорит представитель Минтранса.
Ведомости от 28.02.2014 |