C 1 июля 2014 года в России будет разрешена регистрация генномодифицированных семян, а значит, теоретически через 2-3 года могут быть выращены первые урожаи таких культур. Но дискуссия о возможности применения ГМО с каждым днем разгорается все сильнее
В 2013 году больше 175 млн га в мире было засеяно культурами, полученными с применением биотехнологий, в том числе и генетически модифицированными (ГМ). Объемы таких посевов растут больше чем на 10% в год, а с 1996 г., когда началось коммерческое использование ГМ-культур, мировая площадь их сева выросла больше чем в 100 раз. Уже в 2011 г. ГМ-культуры занимали 12% от всей площади пашни в мире, говорится в отчете исследователей Грэма Брукса и Питера Барфута из компании PG Economics.
Мировой лидер по посевам культур, полученных с применением биотехнологий, — США: в прошлом году такими культурами там было занято 70,1 млн га, или около 90% всех посевных площадей, свидетельствуют данные некоммерческой организации «Международная служба по мониторингу за применением агробиотехнологий» (International Service for the Acquisition of Agri-Biotech Application, ISAAA). ГМ-соя занимает более 80% от всей площади ее посевов в мире, хлопчатник — более 80%, кукуруза — 35%, рапс — 30%.
Как это работает
«Суть технологии создания трансгенных модифицированных организмов заключается в конструировании молекулярных генетических систем вне организма с последующим внедрением созданных конструкций в живой организм», — говорит специалист крупной компании — производителя семян, попросивший об анонимности. В результате трансгенные модифицированные организмы «включаются» в живой организм и становятся активны и в нем, и в его потомстве. Таким образом получают организмы, устойчивые к гербицидам, вредным насекомым, вирусным и грибковым инфекциям. Кроме того, возможно повысить урожайность таких растений, улучшить их витаминно-минеральный или качественный состав. Наконец, отдельные ГМ-растения способствуют очистке сточных вод и грунтов. Уже разработаны или создаются сельскохозяйственные растения, которые не боятся холода или засухи и устойчивы к засолению почв, рассказывает собеседник «Ведомостей».
Тихая революция
В России еще с 1996 года действует закон о госрегулировании «в области генно-инженерной деятельности». Он состоит всего из 13 статей, и повышение эффективности сельского хозяйства в нем названо одним из основных направлений госрегулирования. С начала 2000-х гг. действовали два правительственных постановления — о госрегистрации генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) и госрегистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов.
В России ГМО сейчас разрешено выращивать на опытных участках, а кроме того, разрешен ввоз некоторых сортов кукурузы, картофеля, сои, риса и сахарной свеклы (всего 22 линии растений).
Но документ, разрешающий с 1 июля 2014 г. регистрировать генно-модифицированные семена, появился только в прошлом году: 28 сентября 2013 г. премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о госрегистрации «генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы».
Старые постановления разрешали регистрацию только кормовых сортов ГМ-растений для ввоза из-за рубежа. Новое же расширило список возможного применения таких организмов: для лекарств, медицинских изделий, продовольственного сырья и добавок, объясняет источник в Россельхознадзоре. Но главное изменение, говорит источник, — разрешение выращивать такие растения и животных на территории России.
До 1 января Минздрав по согласованию с Минсвязи, Минобрнауки, Минсельхозом и Роспотребнадзором должен был утвердить порядок ведения сводного государственного реестра ГМО и полученной с их применением или содержащей их продукции. Но никаких документов, свидетельствующих об утверждении этого порядка, на едином портале информации о нормативных актах нет.
Регистрацией ГМО должны заняться несколько ведомств: в ведении Минздрава будут те, которые используются для изготовления лекарств, Росздравнадзора — медицинских изделий, Роспотребнадзора — продуктов питания, Россельхознадзора — кормов для животных. Готовые свидетельства должны будут вноситься в специальный реестр ГМО и продукции, полученной с их использованием, — его будет вести Минздрав. Минобрнауки опубликовало проект приказа об утверждении классификатора, он прошел публичное обсуждение, но окончательная редакция еще не опубликована. Информации о документах других министерств «Ведомости» на портале раскрытия информации не обнаружили.
До 1 мая чиновники должны утвердить форму свидетельства о госрегистрации ГМО-продукции, говорится в постановлении.
Революция подождет
Но одновременно с подготовкой документов разворачивается политическая дискуссия о том, нужно ли разрешать широкомасштабное применение ГМО.
6 февраля Медведев поручил Минсельхозу и другим министерствам обсудить и решить, стоит ли отложить выращивание продукции с использованием ГМО на неопределенное время. До 25 мая министерства должны провести мониторинг обращения ГМ-продуктов питания и кормов.
«Никакого разрешения производить у нас продукцию с использованием ГМО не будет», — заявлял в феврале вице-премьер Аркадий Дворкович и обещал, что «контроль будет намного более жестким и намного более жесткие требования к раскрытию информации, и штрафы за недостоверную информацию увеличатся».
«Россия непреклонна в своем стремлении запретить использование ГМО в производстве еды», — говорил в феврале на Всероссийском агрономическом совещании министр сельского хозяйства Николай Федоров. «Даже мысли о возможном использовании ГМО в России надо отложить как минимум на пять лет», — считает директор департамента растениеводства Минсельхоза Петр Чекмарев (цитата по «Российской газете»).
На прошлой неделе комитет Госдумы по аграрным вопросам поддержал предложение Российской академии сельскохозяйственных наук о введении моратория на регистрацию и оборот на территории России ГМО на период разработки системы контроля и оценки ГМО на биобезопасность.
Группа депутатов Госдумы во главе с Евгением Федоровым («Единая Россия») внесла на рассмотрение Госдумы поправки в федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», вводящие полный запрет оборота на территории страны продукции с превышением доли содержания генномодифицированных, генно-инженерных, трансгенных организмов растительного, животного или микробного происхождения. А сенаторы Антон Беляков, Геннадий Горбунов и Юрий Шамков внесли в Госдуму законопроект о запрете с 1 января 2016 г. ввоза и оборота продукции с ГМО.
Хозяева генов
Объем рынка генетически модифицированных семян в мире в 2011 г. составил $15,6 млрд, пишут Брукс и Барфут, примерно треть от всего мирового рынка семян ($45 млрд). Мировой лидер на рынке ГМ-семян — американская Monsanto, первооткрыватель в области ГМО, занимающая сейчас около 23% рынка, говорит партнер практики АПК консалтинговой группы «НЭО центр» Анастасия Залуцкая. Следом, по ее словам, идет американская DuPont (15%), швейцарская Syngenta (9%), французская Limagrain Groupe (6%), немецкие KWS AG (3%) и Bayer (2%).
Monsanto сейчас продает в России обычные семена масличного рапса, овощей и кукурузы. Продавать здесь сою «нет смысла <...> до тех пор, пока ГМО не будут разрешены и не будет соответствующих законов», говорит представитель Monsanto Брэндон Митчнер. «Конечно, мы заинтересованы в продаже всего нашего семенного портфолио и других продуктов в России со временем, но в данный момент мы сфокусированы на традиционных сортах, в особенности на кукурузе», — сказал Митчнер «Ведомостям». Обсуждать возможное начало продаж ГМ-семян он отказался до момента их разрешения к продаже, сославшись на то, что вопрос о разрешении ГМО еще не закрыт даже на уровне властных структур.
Вести переговоры с агропроизводителями в России еще преждевременно, соглашается представитель другой компании — крупного производителя семян (в том числе и ГМ), попросивший об анонимности: противостояние в обществе, равно как и отсутствие нормативной базы правил ввоза, полевых испытаний, оценки биологической и экологической безопасности, могут затормозить, если не похоронить идею ГМО в России.
Российская индустрия биоинженерии менее развита. Только два полученных в центре «Биоинженерия» РАН отечественных сорта ГМ-картофеля, устойчивых к колорадскому жуку, зарегистрированы и разрешены для изготовления и оборота на территории России.
Разработка одного нового ГМ-сорта занимает от пяти лет и стоит около $135 млн, оценивает собеседник «Ведомостей» из компании — производителя семян.
Не торопятся в поля
Медведев в феврале не исключил, что «у нас уже есть такие посевы [ГМ-культур]». По данным президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, объем нелегальных посевов ГМО в России уже достиг примерно 400 000 га (цитата по «Прайму»). Эта цифра сопоставима с земельным банком агрохолдингов из первой десятки крупнейших в России.
Учитывая, что обрабатывать ГМ-культуры в России можно, запрещать сеять ГМ-семена бессмысленно, считает Злочевский.
Бизнес уже интересуется возможностью покупки ГМ-семян, рассказывает сотрудник компании — производителя семян: некоторые крупные холдинги, по его словам, уже обсуждали возможности выращивания модифицированной сахарной свеклы. В России, думает он, перспективы у ГМО «не хуже, чем в Америке», причем востребованы будут те же основные культуры: соя, кукуруза и сахарная свекла. Опрошенные «Ведомостями» представители агрохолдингов сообщили, что подробных расчетов экономической эффективности применения ГМО они не делали.
Биотехнологические культуры намного рентабельнее обычных, говорится в отчете Брукса и Барфута: в сезоне 2011/2012 чистая прибыль с гектара ГМ-кукурузы в США составила $1171, ГМ-сои — $867, а с гектара обычной пшеницы — $375. По оценке начальника отдела исследования рынков компании Bunge (один из крупнейших в мире производителей подсолнечного масла) Олега Суханова, урожайность сои в России в 2013 году составила 0,97 т с 1 га, а средняя урожайность ГМ-сои в Аргентине, Бразилии и США — 2,5-3 т с 1 га.
«Семена генно-модифицирован-ной сои стоят примерно в 1,5 раза дороже обычной (от 25 000 руб. за 1 т), но их использование может снизить себестоимость конечного продукта на 20%», — говорит Злочевский.
В Европе такие семена дороже обычных в среднем на 35%, в США — на 20-30%, знает Залуцкая. «Кроме этого необходимо учитывать необходимость освоения новых технологий выращивания этих культур сельхозпредприятиями, а на это потребуются дополнительные время и деньги», — напоминает она. Помимо этого придется потратиться на раздельное хранение обычных культур и культур ГМО, в первую очередь на элеваторах. А значит, скорее всего, потребуется увеличивать мощности по хранению либо реконструировать уже имеющиеся так, чтобы обеспечить возможность раздельного хранения, продолжает Залуцкая.
Тем не менее, по ее расчетам, доходы от выращивания ГМО могут превышать доходы от выращивания традиционных сельскохозяйственных культур на 20-30% и более. Кроме того, рентабельность производителей может повыситься за счет способности некоторых ГМ-культур дольше сохранять свои потребительские свойства при длительном хранении, говорит Залуцкая.
Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько не ждет взрывного роста использования ГМО аграриями. В 10-летней перспективе максимум 20-30% кукурузы будет производиться по этим технологиям, уверен он: «Если мы увидим более агрессивный рост, то это будет означать, что процесс принял неконтролируемый характер».
Помогает бедным
За время коммерческого применения биотехнологий такими культурами в мире было засеяно 1,6 млрд га. В 2013 году, по данным ISAAA, выращиванием культур, полученных с применением биотехнологий, занимались 18 млн сельхозпроизводителей в 27 странах. Больше 90% из них — небольшие хозяйства, бедные на ресурсы, из развивающихся стран, указывает ISAAA. В последние годы глобальное увеличение посевных площадей под такими культурами обеспечивают как раз развивающиеся страны, и в первую очередь Бразилия, уже занимающая второе после США место по объему посевных площадей под ГМО: 40,3 млн га (+3,7 млн га за 2013 г.), по данным ISAAA.
ГМ-ТЕХНОЛОГИИ: ЗА И ПРОТИВ
Александр Гапоненко доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института биологии развития РАН, профессор РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
«Современные биотехнологии предполагают различные виды генетической модификации <...> Эти технологии позволяют нивелировать негативные эффекты от насекомых (они уничтожают 15-20% урожая), сорняков (25%) и болезней. Нет необходимости больше использовать пестициды и гербициды, что, во-первых, снижает расходы сельхозпроизводителя, а во-вторых, токсичность конечного продукта. Доказанных рисков от ГМО сейчас не существует, что подтверждает, например, завершившийся в 2011 г. суд между Monsanto Co и французским правительством, запретившим ввоз американской ГМО-кукурузы. Суд счел недоказанным негативный эффект от такой продукции».
Раиф Василов президент Общества биотехнологов России, начальник НТК биоэнергетики НИЦ «Курчатовский институт», доктор биологических наук, профессор
«Прошло недостаточно времени, чтобы с уверенностью говорить о безопасности ГМ-культур, — до тех пор, возможно, следует ограничиться применением этих технологий в культурах, не используемых в пищу (хлопок, лен). Разрешение ГМО в России ставит нас в зависимость от транснациональных корпораций, так как собственные разработки есть, но биоинженерная индустрия пока не достигла такого размаха, как, например, в США. Получать собственные семена из однажды приобретенного материала нельзя в силу ограничений, накладываемых договорами с производителями семян. Кроме того, в некоторых случаях ГМ-культура содержит ген, делающий его “самоубийцей” — вопроизводиться такое растение не может».
Кто придумал ГМО
В 1982 году работавшие на американский концерн Monsanto исследователи впервые в истории осуществили генетическую трансформацию растений.
В 1996 году эта компания первой выпустила на рынок генетически модифицированные семена сои (она была толерантна к гербицидам) и хлопка (толерантный к вредителям). …
Monsanto была основана в 1901 году как химическая компания. В России она работает с 1987 года. С середины 1990-х гг и до 2002 года Monsanto активно занималась поглощениями более мелких биотехнологических, семенных компаний и химического бизнеса. Сейчас компания производит семена кукурузы, сои, хлопка, пшеницы, канолы, сорго и сахарной свеклы, а также гербициды.
Выручка компании в 2013 году, согласно ее годовому отчету, составила $14,86 млрд (в 2012г. — $13,5 млрд), EBIT — $3,46 млрд (в 2012г. — $3,04 млрд).
Ведомости от 04.03.2014г. |