Повысить налоги и коммунальные тарифы, сократить бюджетные расходы, заморозить пенсии и зарплаты. Всенародной любви такими решениями не добьешься, зато можно добиться кредита МВФ. Правительство Украины видит в принятых жестких мерах рецепт спасения страны от финансовой катастрофы, но у этого лекарства могут быть сильные побочные эффекты.
Ужасы по выбору
Среди множества негативных прогнозов будущего украинской экономики всегда можно подобрать тот, который устроит вас больше всего. Оптимистический негативный прогноз на 2014 год: падение ВВП на 1,1% на фоне "дестабилизации политической обстановки и вполне вероятного ухудшения торговых отношений с Россией". Но и это, замечает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов, возможно только "при самом благоприятном стечении обстоятельств: если и в экономике России не будет спада, и мировая экономика будет расти, и инвестиции будут по максимуму — $35 млрд на несколько лет". А если не будет выполнено хотя бы одно из этих условий, падение ВВП может быть больше: "Кто говорит 3%, кто-то — 5%, кто-то — 9%".
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, выступая 27 марта в Верховной раде, предложил депутатам выбирать из двух вариантов: минус 10% ВВП или минус 3%. К первому варианту прилагался дефолт, для которого, если верить премьеру Украины, есть почти все предпосылки, кроме желания кабинета министров делать из страны банкрота. "Общий объем фискального разрыва, тех средств, которых не хватает на выживание стране, составляет 289 млрд гривен" (на 3 апреля $1=11,24 гривны), что, указал Яценюк, близко к сумме налоговых поступлений, запланированных на 2014 год (299 млрд гривен). Собственно дефицит госбюджета составляет примерно четверть, остальное — текущий дефицит "Нафтогаза Украины", пропавшие с казначейского счета деньги муниципалитетов, невозвращенный компаниям НДС, а также средства, заложенные в бюджет правительством Николая Азарова на основании завышенного прогноза роста экономики (чтобы он сбылся, номинальный ВВП должен вырасти на 13,6%). До большинства госкомпаний, добавил Яценюк, аудиторы еще не добрались, но известно, что накопленные долги трех из них — "Нафтогаза", "Укравтодора" и "Укрзализныця" — могут прибавить к названной сумме еще 140 млрд гривен.
Второй сценарий ближайшего будущего (минус 3% ВВП), по расчетам кабинета министров, позволяет обойтись без дефолта, но другие неприятности никуда не денутся. Девальвация гривны, уже потерявшей с начала года 38%, означает переоценку части госдолга, выраженной в валюте. Проект бюджета, сверстанный с учетом кредитов международных финансовых организаций на 6 млрд гривен, предусматривает уровень долга в 43,6% ВВП.
Кроме того, девальвация разгонит инфляцию — по грубой оценке, она достигнет 12-16%. Свой вклад в эту величину внесет неизбежный рост тарифов — к этому Украину толкают не только требования МВФ, но и резкое повышение цены на российский газ. С 1 апреля она, по словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, уже выросла с $268,5 до $385,5 за 1 тыс. куб. м — была отменена скидка, предоставленная в декабре 2013-го. Но денонсация РФ Харьковских соглашений (решение вступило в силу 2 апреля) оставляет простор для роста цены до $485,5, после чего Украине, говорят эксперты, останется разве что жаловаться на монопольно высокие цены "Газпрома" в Стокгольмский арбитраж, что, однако, сопряжено с риском асимметричного ответа. Даже простое сворачивание Россией торговых связей может добавить к падению украинского ВВП 1 п. п. (по данным Росстата, в 2013 году импорт украинских товаров уже сократился на 12%).
Доходы населения в подобных обстоятельствах могут только падать, и кабинет министров предложил гражданам ценить хотя бы то, что пенсии будут проиндексированы на размер инфляции, а номинального сокращения минимальной зарплаты и прожиточного минимума не будет. В сочетании с ростом тарифов и повышением налогов этот акт гуманизма дал критикам повод называть принятый в итоге закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" законом "О раскулачивании населения". Не то чтобы Верховная рада легко одобрила эти предложения правительства (проект закона приняли со второй попытки), но на данный момент консенсус, кажется, найден в том, что минус 3% ВВП лучше, чем минус 10%, а совершать ошибки — лучше, чем ничего не делать.
Лекарства по рецепту
Логика правительства — и МВФ, который 28 марта объявил о достижении с Украиной предварительного соглашения о кредите stand-by на $14-18 млрд,— заключается в том, чтобы "попытаться немедленно убрать два больших дисбаланса: фискальный и внешний", поясняет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Со вторым пунктом все просто: "Страна, которая имеет значительный внешнеторговый дефицит и дефицит счета текущих операций, определенно делает или делала какие-то ошибки в своей курсовой политике. Курс надо отпустить в свободное плавание. Экспорт получит дополнительный стимул для развития, импорт должен существенно сократиться".
Это уже происходит: платежный баланс за февраль (когда Нацбанк прекратил тратить резервы на поддержание гривны) показывает резкое падение импорта и сокращение дефицита текущего счета с $1,5 млрд год назад до $121 млн. Пока радоваться особо нечему: благодаря ожиданиям девальвации и оттоку прямых иностранных инвестиций дефицит счета финансовых операций и операций с капиталом превысил $2 млрд, но директор центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитро Боярчук видит признаки растущей уверенности Нацбанка, который, введя ограничение на продажу валюты физлицам (15 тыс. гривен в день в одном банке), одновременно упростил регулирование и сократил сроки покупки валюты банками для юрлиц. Впрочем, все это происходит на фоне введения (по закону о борьбе с финансовой катастрофой) сбора (0,5%) на покупку валюты, который пойдет в Пенсионный фонд.
Это возвращает нас к первому пункту — фискальному дефициту, одной из трех частей которого и является дефицит Пенсионного фонда. Две других, напоминает Устенко,— это дефицит собственно государственного бюджета и дефицит НАК "Нафтогаз". Текущий дефицит "Нафтогаза", 33 млрд гривен, предлагается покрывать за счет роста тарифов для населения — на 56% на газ и на 40% на тепло. Дефицит госбюджета в 2014 году предлагается уменьшить с 71,6 млрд гривен до 68,6 млрд. Правда, с учетом нового прогноза ВВП это значит не сокращение дефицита, а рост — с 4,3% ВВП до 4,5%, но МВФ считает, что изменения в расходах позволят к 2016 году свести его до 2,5%.
К числу таких изменений в расходах относятся резкое сокращение предельной численности силовых структур, в том числе численности МВД — с 324 тыс. до 245 тыс. человек, и 10-процентное сокращение численности чиновников (примерно на 22 тыс. человек), а также отказ от единовременных пособий госслужащим при выходе на пенсию. Запланированы сокращение на 1,8 тыс. штук автопарка и приватизация лишних объектов недвижимости. А также (что вряд ли согреет сердце избирателя) унификация детских пособий: пособие на первого ребенка станет больше, но при рождении второго и последующих детей повышаться не будет.
С доходами еще хуже: например, их придется пополнять за счет пересмотра прежних планов снижения НДС (сейчас 20%) и налога на прибыль (18%), а также введения НДС на экспорт зерна и 7% НДС на лекарства. На 42,5% будут повышены акцизы на пиво, на табак и алкоголь — на 25%. Правда, по словам Яценюка, это не так серьезно выглядит в пересчете на бутылки: "Бутылка водки стоила 32 гривны, будет стоить 35 гривен". Дополнит картину прогрессивная шкала подоходного налога — ставка будет варьироваться с 15% (для доходов до 10 прожиточных минимумов, это чуть больше 12 тыс. гривен) до 30% при доходах свыше 66 прожиточных минимумов. Подоходным налогом будут также облагаться высокие пенсии — он будет взиматься с суммы, превышающей 10 тыс. гривен. Вводится налог на пассивные доходы (депозиты, проценты по облигациям, дивиденды и т. п.) — ставка будет доходить до 25%. И по-новому — с общей площади — будет рассчитываться налог на недвижимость.
Не факт, что этого нельзя было избежать. Хотя Яценюк и позиционировал часть принятых решений как восстановление справедливости и "налог на богатых", но на деле затянуть пояса придется всем. "Я считаю этот подход неправильным, потому что у нас малый и средний бизнес нес большую налоговую нагрузку, чем крупный бизнес. И восстановление справедливости должно было состоять в том, чтобы крупный бизнес попал под более сильное налоговое бремя",— замечает старший экономист "CASE Украина" Владимир Дубровский, который видит в этих решениях и политические риски. Впрочем, у кабинета министров есть шанс избежать осложнений — благодаря росту национального самосознания и "совершенствованию управления, повышению прозрачности и улучшению делового климата", предписанным МВФ. По данным Минэкономики Украины, 14 законопроектов, направленных на эти цели, уже внесены в Верховную раду.
Коммерсантъ от 07.04.2014 |