Правительство согласилось разделить Новороссийский морской торговый порт между «Транснефтью» и группой «Сумма». Последней может достаться и госпакет НМТП
Об этом «Ведомостям» сообщил высокопоставленный федеральный чиновник. Схема раздела, по его словам, будет такой. «Транснефть» получит все нефтеналивные терминалы НМТП, а «Сумма» станет самым крупным акционером порта. Росимущество уже работает над реализацией этой схемы, говорит собеседник «Ведомостей». После раздела госпакет — 20% — будет продан группе «Сумма» с сохранением «золотой акции», говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Еще один чиновник финансово-экономического блока правительства подтверждает схему разделения актива и то, что Росимущество продаст свой пакет «Сумме».
Основные нефтеналивные активы НМТП — нефтерайон Шесхарис, Приморский торговый порт, два терминала для перевалки нефтепродуктов — ИПП и НЗТ, а также «Флот НМТП», «Союзфлотпорт» и проч. (см. график). Остальное останется в НМТП. Когда могут состояться все эти сделки, собеседники «Ведомостей» не говорят.
«Сумма» станет контролирующим акционером НМТП. Ее доля увеличится с нынешних 27,7% до 63,3%. «Транснефть» вместе с активами НМТП примет на себя часть долга порта ($1,9 млрд на конец 2013 г.) и заплатит за них $0,7-1 млрд, говорит источник, близкий к одному из акционеров порта. Вчера на LSE эффективная доля «Транснефти» (35,5%) стоила $414 млн. Но осенью структура «Транснефти» — «Транснефть-сервис» купил 10,5% НМТП за 8,1 млрд руб. Исходя из этого долю «Транснефти» можно оценить в $745 млн.
Часть суммы, которую НМТП получит от «Транснефти», может пойти на погашение оставшегося долга порта, часть — на специальные дивиденды, говорят все три собеседника «Ведомостей». По словам одного из них, на таком варианте настаивает Росимущество. Из-за этих дивидендов непонятен срок продажи госпакета «Сумме». Та хочет сразу выкупить долю государства. Правительство против — лучше дождаться специальных дивидендов и уже затем продать актив, говорит чиновник.
Таким образом, «Сумма» может нарастить долю в НМТП до 83,3%. Но у государства в НМТП останется «золотая акция» (это закреплено в уставе НМТП).
Если «Сумма» покупает акции «Транснефти» напрямую, а не долю в СП с «Транснефтью», то ей нужно выставлять оферту миноритарным акционерам, говорит руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Если «Сумма» выкупит пакет у Росимущества, оферта будет обязательной, констатирует юрист. Если цена оферты будет привлекательной, мы продадим свой пакет, говорит источник в компании — одном из миноритариев порта. Продав нефтеналивные активы «Транснефти», НМТП лишится большей части выручки: по итогам 2013 г. она составила $928,1 млн, 62,8% из которых — от нефти, нефтепродуктов, бункеровки и услуг флота.
Разделить активы НМТП между «Суммой» и «Транснефтью» предложил президент нефтетранспортной монополии Николай Токарев. В конце прошлого года он написал об этом президенту Владимиру Путину. Необходимость раздела Токарев объяснил «невозможностью согласовать единую стратегию» развития актива, говорит один из собеседников «Ведомостей». В начале прошлого года Токарев написал письмо председателю совета директоров «Суммы» Зиявудину Магомедову, в котором потребовал сменить гендиректора и председателя совета директоров НМТП (тогда — представители «Суммы» Радо Антолович и Марат Шайдаев). Вместо них Токарев предлагал представителей «Транснефти» — вице-президента Максима Гришанина и гендиректора «Транснефть-сервиса» Сергея Киреева. В итоге сменили только Шайдаева — его пост занял Гришанин. Позже на Антоловича было заведено уголовное дело по статье «мошенничество» и он ушел со своего поста в НМТП.
Представители «Суммы» и «Транснефти» от комментариев отказались. Представитель Росимущества на вопросы «Ведомостей» не ответил.
«Ведомости» №69 от 18.04.2014 |