Возможное ограничение поставки импортных продуктов в Россию серьезно не отразится на российской экономике
Как говорит президент Мясного совета ЕЭП Мушег Мамиконян, в случае санкций Запада российский потребитель особенно не пострадает, так как крупнейший поставщик мяса в Россию - Латинская Америка, молочная продукция в основном завозится из Белоруссии.
Зерном и растительным маслом, как отмечают эксперты, Россия способна обеспечить не только себя, но и еще 50 млн человек из других стран.
"А из Европы придется меньше покупать жиров, которые и так нам не нужны, потому что вредны для здоровья", - говорит Мамиконян. Он призвал не пугать население возможным падением импорта. "Мы это все уже проходили. Меньше будет "фантиков", и всего-то", - заявил он.
Сейчас показатель общего уровня продовольственной безопасности России составляет 89%. Такие данные приводятся в исследовании Центра агропромышленной политики РАНХиГС, посвященном продовольственной безопасности в России.
"Распространенное мнение о том, что ослабление национальной валюты способствует повышению продовольственной независимости страны, не так очевидно, - считает директор Центра агропромышленной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. - Скорее всего, нужно говорить о том, что резкое ослабление национальной валюты создает дополнительные стимулы для национальных производителей".
По ее словам, сейчас уровни продовольственной независимости России распределены следующим образом: картофелем мы должны обеспечивать себя сами на 50 процентов, молоком на 90 процентов, мясом на 80 процентов, зерном на 95 процентов.
Однако на самом деле эти соотношения не соблюдаются. Так, обеспеченность картофелем сейчас составляет 100 процентов. Напротив, доля производства молока в последние годы упала до 80 процентов, производство мяса сократилось с 90 до 60 процентов. Но самое серьезное падение отмечается по говядине - 37,7 процента. Зато, говорит главный научный сотрудник РАНХиГС Василий Узун, по мясу птицы мы скоро выйдем самообеспечение и перейдем к экспорту.
Между тем, как отметил Мушег Мамиконян, Россия продает белковой пищи в виде тех или иных продуктов питания гораздо больше, чем покупает. По данным Мясного совета ЕЭП, Россия экспортирует 2,5 миллиона тонн белковой продукции, а завозит всего лишь 350 тысяч тонн.
Как отметил Василий Узун, по калорийности и белкам в рационе мы вплотную приблизились к нормативам Минздрава. В то же время существуют серьезные региональные различия по доступности продовольствия. Так, больше всего приходится отказывать себе в продуктах жителям Ингушетии, Республики Тыва, Дагестана.
Если в целом по стране на продукты тратят более 50 процентов семейного бюджета 24% населения, то в Ингушетии этот показатель превышает 83 процента. Зато практически не отказывают себе ни в чем в Москве и Подмосковье, Тюменской области, Хабаровском крае, Башкортостане.
Одной из главных угроз продовольственной безопасности ученые называют вымывание малых форм хозяйствования и чрезмерную концентрацию сельхозпроизводства. "Численность крестьянских фермерских хозяйств сокращается, - отметила Наталья Шагайда. - Холдинги, напротив, наступают, причем, как правило, подконтрольные иностранным компаниям".
Однако Мушег Мамиконян не согласен противопоставлять крупные компании и небольшие фермы. По его мнению, сейчас на рынке присутствует 200-300 компаний, поэтому ни о какой "узурпации" малого бизнеса речи быть не может.
Российская газета от 22.04.2014г. |