Разрабатываемые Минэкономразвития новации для поддержки судоходства в Крыму могут потребовать изменения федерального законодательства, но не обещают существенных преимуществ судовладельцам.
Законопроект об особой экономической зоне в Крыму предполагает создание в регионе морского агентства и подведомственного ему отдельного судового реестра, а также введение на неуказанных портовых территориях режима «свободного порта», следует из законопроекта Минэкономразвития, с которым ознакомился РБК.
МЭР планирует создать в Крыму особый налоговый и таможенный режимы, а также специальную инфраструктуру и сделать Крым альтернативой для офшоров, говорил ранее глава министерства Алексей Улюкаев. Премьер-министр России Дмитрий Медведев ранее поручил в срок до 25 мая разработать и внести в правительство закон о создании на территории Крыма особой экономической зоны.
В Крыму работают пять грузовых портов: Евпатория, Феодосия, Керчь, Севастополь и Ялта, их общий грузооборот в 2013 году упал на 29%, до 11,34 млн т, в основном из‑за снижения перевалки угля и зерна в Керчи, следует из данных администрации морских портов Украины.
Для госрегулирования в области морского транспорта на территории Крыма будет создано морское агентство Крыма, которое в числе прочих функций будет вести Международный реестр судов Морского агентства Крыма. Цель создания реестра — дать плавающим под российским флагом судоходным компаниям преференции «удобного флага», сказано в документе.
Собственники судов, находящихся в реестре, получат льготы по НДС и налогу на прибыль, они будут избавлены от транспортного налога и налога на имущество, а до 2039 года — и от выплаты страховых взносов с заработков экипажей.
В России действует четыре реестра судов, в том числе Российский международный реестр судов, все они имеют государственный уровень, региональных реестров не существует, говорит директор по развитию ИАА «Портньюс» Надежда Малышева. «В России созданы все возможные условия для законной регистрации судов под российским флагом, чтобы суда имели конкурентные преимущества на международном рынке судоходства», — считает она. Предложение создать отдельный реестр судов в Крыму, по мнению эксперта, нежизнеспособно.
Сам перечень налоговых льгот, которые будут предложены резидентам реестра, практически идентичен тому, что предлагается для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, действующем уже восемь лет, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот — Санкт-Петербург» Владимир Морковкин.
Представитель Минэкономразвития не ответил на вопрос РБК о том, какого экономического эффекта предполагается достичь благодаря этим новациям. Если проект будет доработан и приведен в соответствие с законодательством, он имеет перспективу, считает Морковкин.
Однако для воплощения идей, заложенных в нем, потребуется менять ряд положений федерального законодательства, в том числе Кодекса торгового мореплавания. Это касается как самого существования и функционирования крымского реестра, так и, например, предложения регистрировать в нем суда, принадлежащие иностранным юридическим лицам.
Сравнительное преимущество получат лишь владельцы относительно возрастных судов. Если преимущества Российского международного реестра распространяются на суда не старше 15 лет, то крымский реестр будет открыт для 20—25-летних судов. Чтобы увеличить привлекательность крымского реестра для судовладельцев, возможно, стоило бы предложить им большие налоговые льготы, считает Морковкин.
Кроме новаций в области реестра законопроект предполагает создание зон свободных портов на территории Крыма. Они будут предназначены для упрощения таможенных процедур.
Операции с грузами, перемещаемыми между этими портами и иными портами Крыма и РФ, грузами, предназначенными для «обеспечения жизнедеятельности» в регионе, и стратегическими грузами будут облагаться НДС по нулевой ставке, сказано в законопроекте.
Статус свободного порта и срок действия этого статуса будет даваться постановлением правительства РФ.
Правительственный законопроект называет целью создания свободных портов «обеспечение жизнедеятельности и улучшения социального климата на территории Республики Крым и города Севастополь». Предложение о введении режима свободного порта не раскрыто в законопроекте, но предположительно оно также потребует законодательных изменений, говорит Морковкин. Режим свободного порта целесообразен для портов-хабов, в которых производится перевалка груза на фидерные линии, отмечает Малышева.
РБК daily от 06.05.2014г. |