Крупнейший российский производитель подсолнечного масла «Юг Руси» сообщил вчера о покупке у Savola Group (Саудовская Аравия) маслоэкстракционного завода в Актобе (север Казахстана). Его бренды «Лето» и «Хозяюшка» занимают, по данным российской компании, 20% казахского рынка бутилированного подсолнечного масла. Ежедневно завод может перерабатывать 225 т семян подсолнечника, рафинировать и разливать в бутылки 200 т масла. Еще одна законсервированная линия позволяет рафинировать дополнительно 70 т масла в сутки, ее можно запустить в строй после профилактического ремонта.
Российские агрохолдинги редко покупают активы за рубежом, единственное исключение — группа «Содружество», которая имеет заводы и логистические мощности в Бразилии, Дании, Африке, констатирует исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. У «Юга Руси» до сих пор было девять маслоэкстракционных заводов суммарной мощностью 7180 т в сутки. Пять из них группа приобрела в 2005 г. у «Русагро», два — в 2011 г. у WJ Group, еще два завода в Ростове построила сама.
Завод в Актобе (Savola Foods CIS) был единственным активом Savola Group в Казахстане. По данным «СПАРК-Интерфакса»,«Юг Руси» значится его владельцем с середины марта 2014 г. Выручка завода в прошлом году сократилась на 22% до 136 млн риялов (около $36 млн), а чистая прибыль составила 1,8 млн риялов ($0,48 млн), следует из отчетности Savola Group за 2013 г. Завод потерял долю на рынке «из-за агрессивной ценовой политики российских и казахских конкурентов», которые нацелились на «низкоценовой сегмент рынка», объясняет его бывший владелец. В результате, хотя мощность завода составляет 65 000 т маслосемян в год, на деле он переработал в прошлом году всего 23 000 т.
Всего, по данным аналитика Газпромбанка Дарьи Снитко, в Казахстане выпущено в прошлом году 130 000 т подсолнечного масла. Сумму сделки представитель «Юга Руси» не раскрывает, запрос в Savola Group вчера остался без ответа. Исходя из производственных и финансовых показателей завода он мог обойтись покупателю в $30-35 млн, оценивает Снитко.
Крупнейшие игроки на рынке растительного масла в Казахстане, по данным Euromonitor, — местные холдинги Eurasian Foods Corp и «Масло-дел», российские компании на этом рынке тоже присутствуют. Имея маслоэкстракционный завод, логично инвестировать в производство рапсового масла и выращивание рапса, которое в Казахстане субсидирует государство (в прошлом году казахстанские заводы выпустили 30 000 т рапсового масла): экспорт рапса и рапсового масла — перспективный бизнес, говорит Снитко. Казахстан — традиционный для «Юга Руси» рынок и приобретение местного завода позволит расширить ассортимент и укрепить позиции группы на этом рынке, согласен сотрудник пресс-службы «Юга Руси».
Бренд «Юга Руси» «Золотая семечка» — сильнейший в России (подробнее см. диаграмму), присутствует он и в Казахстане, говорит Сизов из «Совэкона». Он предполагает, что приобретенный завод тоже станет выпускать продукцию под этим брендом.
«Юг Руси» — крупнейший российский производитель и игрок на отечественном рынке подсолнечного масла (доля рынка — свыше 30%, по собственным данным).
«Ведомости» №90 от 22.05.2014 |